Неточные совпадения
Он распускал зонтик, пока шел дождь, то есть страдал, пока длилась скорбь, да и страдал без робкой покорности, а больше с досадой, с гордостью, и переносил терпеливо только потому, что
причину всякого
страдания приписывал самому себе, а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь.
Кирсанов, сказав слуге, чтобы вывести осевшего Полозова, уже благодарил их за проницательность, с какою они отгадали его намерение, поняли, что
причина болезни нравственное
страдание, что нужно запугать упрямца, который иначе действительно погубил бы дочь.
Достоевский считал
страдание даже единственной
причиной возникновения сознания.
Поэма изображала
страдания юной гречанки, которая собирается кинуться с утеса в море по
причине безнадежной любви к младому итальянцу.
Тут Достоевский высказывает гениальные мысли о том, что человек совсем не есть благоразумное существо, стремящееся к счастью, что он есть существо иррациональное, имеющее потребность в
страдании, что
страдание есть единственная
причина возникновения сознания.
Страдание не только глубоко присуще человеку, но оно есть единственная
причина возникновения сознания.
Бедная мать! Слепота ее ребенка стала и ее вечным, неизлечимым недугом. Он сказался и в болезненно преувеличенной нежности, и в этом всю ее поглотившем чувстве, связавшем тысячью невидимых струн ее изболевшее сердце с каждым проявлением детского
страдания. По этой
причине то, что в другой вызвало бы только досаду, — это странное соперничество с хохлом-дударем, — стало для нее источником сильнейших, преувеличенно-жгучих
страданий.
Сначала это наблюдение испугало Максима. Видя, что не он один владеет умственным строем ребенка, что в этом строе сказывается что-то, от него не зависящее и выходящее из-под его влияния, он испугался за участь своего питомца, испугался возможности таких запросов, которые могли бы послужить для слепого только
причиной неутолимых
страданий. И он пытался разыскать источник этих, откуда-то пробивающихся, родников, чтоб… навсегда закрыть их для блага слепого ребенка.
Я слышал по ночам стоны этого «великана в несчастии», он не мог совеститься стонать и плакать пред ребенком, хотя я уже и понимал, что
причина его
страданий — молчание императора Александра.
Раз мне пришла мысль, что счастье не зависит от внешних
причин, а от нашего отношения к ним, что человек, привыкший переносить
страдания, не может быть несчастлив, и, чтобы приучить себя к труду, я, несмотря на страшную боль, держал по пяти минут в вытянутых руках лексиконы Татищева или уходил в чулан и веревкой стегал себя по голой спине так больно, что слезы невольно выступали на глазах.
Пока Эйсмонды были за границей, Ришар довольно часто получал об них известия от своего берлинского друга, который в последнем письме своем, на вопрос Ришара: что, нашла ли m-me Эйсмонд какое-нибудь себе облегчение и развлечение в путешествии, отвечал, что нет, и что, напротив, она страдает, и что главная
причина ее
страданий — это почти явное отвращение ее к мужу, так что она малейшей ласки его боится.
— Замечу только одно, — произнес Маврикий Николаевич, с усилием и со
страданием обсуждавший дело, — если противник заранее объявляет, что стрелять будет вверх, то поединок действительно продолжаться не может… по
причинам деликатным и… ясным…
Егор Егорыч остался совсем огорченный и надломленный. Он уже понял, что у Сусанны Николаевны есть тайные и большие
страдания и что он
причиной сих
страданий.
А мне-то видеть его
страдания и знать, что
причиною всего я!
Мне много стоило усилий,
Чтоб говорить решиться… вы одне,
Не ведая того,
причиной были
Моих
страданий… несмотря на то,
Я вас должна спасти… зачем? за что?
Его изнуренный вид, бледное лицо и впалые щеки — все показывало в нем человека, недавно излечившегося от тяжкой болезни, но в то же время нельзя было не заметить, что
причиною его необычайной худобы была не одна телесная болезнь: глубокая горесть изображалась на лице его, а покрасневшие от слез глаза ясно доказывали, что его душевные
страдания не миновались вместе с недугом, от которого он, по-видимому, совершенно излечился.
А презираете вы
страдания и ничему не удивляетесь по очень простой
причине: суета сует, внешнее и внутреннее презрение к жизни,
страданиям и смерти, уразумение, истинное благо — все это философия, самая подходящая для российского лежебока.
Пока таким образом Тюлин медленным, мучительным, но зато верным путем подходил к истинной
причине своих
страданий, мужик на той стороне окончательно лишился голоса.
Страдание — да ведь это единственная
причина сознания.
Но мы не остались. Нас влекла неведомая тайная сила: нет силы большей в человеческой жизни. Каждый отдельно ушел бы домой, но вся масса шла, повинуясь не дисциплине, не сознанию правоты дела, не чувству ненависти к неизвестному врагу, не страху наказания, а тому неведомому и бессознательному, что долго еще будет водить человечество на кровавую бойню — самую крупную
причину всевозможных людских бед и
страданий.
Владимир. Есть люди, более достойные сожаленья, чем этот мужик. Несчастия внешние проходят, но тот, кто носит всю
причину своих
страданий глубоко в сердце, в ком живет червь, пожирающий малейшие искры удовольствия… тот, кто желает и не надеется… тот, кто в тягость всем, даже любящим его… тот! но для чего говорить об таких людях? им не могут сострадать: их никто, никто не понимает.
Ей хотелось утешить, успокоить его, объяснить ему в нежных материнских выражениях
причины его
страданий, так как она видела, что он страдает. Но она — всегда такая смелая, самоуверенная — не находила слов, она смущалась и робела, точно девушка, чувствуя себя виноватой и за его падение, и за его молчаливую тревогу, и за свои тридцать пять лет, и за то, что она не умеет, не находит, чем помочь ему.
Для получения ответа на этот вопрос раскройте историю любого народа и прочтите описание одного из тех ста тысяч сражений, которые вели люди в угоду закона борьбы. На этих войнах убито несколько миллиардов людей, так что в каждом из тех сражений загублено больше жизней, перенесено больше
страданий, чем бы их накопилось веками по
причине непротивления злу.
И
причиной таких нелепостей и
страданий людских всегда было одно: принятие на веру того, что даже малым детям не могло не представляться неразумным.
Радость совершенная, по словам Франциска Ассизского, в том, чтобы перенесть незаслуженный укор, потерпеть даже телесное
страдание и не испытать враждебности к
причине укора и
страдания. Радость эта совершенная потому, что никакие обиды, оскорбления, нападки людей не могут нарушить ее.
Она с живым участием расспрашивала его про студентскую историю, про
причины и весь ход ее; сама, в свою очередь, рассказывала про Варшаву, про Польшу, про
страдания своей отчизны и даже про свои семейные обстоятельства, из которых Хвалынцев узнал, что муж ее, по одному дикому произволу русских властей, выслан под присмотр полиции, на житье в Славнобубенск, что она нарочно приехала в Петербург хлопотать за него, за облегчение его печальной участи, и живет уже здесь несколько месяцев.
Чем более человек склонен перетолковывать бедствие и приспособляться к нему, тем менее он способен усмотреть
причины бедствия и устранить их; временное устранение боли и наркотизация, которыми обыкновенно пользуются, например, при зубной боли, удовлетворят его и при более серьезных
страданиях.
Единственная серьезная
причина атеизма связана с мучительным переживанием зла и
страданий мира, что и ставит проблему оправдания Бога.
Достоевский говорит, что
страдание есть единственная
причина сознания.
Он почтя молитвенно преклонялся перед нею, восторгался ее умом, энергией и в особенности отзывчивостью к людским
страданиям даже в тех случаях, когда
причины этих
страданий могли казаться ничтожными с ее личной точки зрения».
Теперь, не только в научных книжках, но и в разговорах, говоря о жизни, говорят не о той, которую мы все знаем, — о жизни, сознаваемой мною теми
страданиями, которых я боюсь и которые ненавижу, и теми наслаждениями и радостями, которых я желаю; а о чем-то таком, что, может быть, возникло из игры случайности по некоторым физическим законам, а может быть и от того, что имеет в себе таинственную
причину.
Понимание
страданий личностей и
причин заблуждений людских и деятельность для уменьшения их ведь есть всё дело жизни человеческой.
Но когда такого человека постигает
страдание, выходящее за пределы видимой ему связи
страдания и заблуждения, — как, когда он страдает от
причин, бывших всегда вне его личной деятельности или когда последствия его
страданий не могут быть ни на что нужны ни его, ни чьей другой личности, — ему кажется, что его постигает то, чего не должно быть, и он спрашивает себя: зачем? за что? и, не находя предмета, на который бы он мог направить свою деятельность, возмущается против
страдания, и
страдание его делается ужасным мучением.
Большинство же
страданий человека всегда именно такие,
причины или следствия которых — иногда же и то, и другое — скрываются от него в пространстве и времени: болезни наследственные, несчастные случайности, неурожаи, крушения, пожары, землетрясения и т. п., кончающиеся смертью.
Только деятельность, направленная и на
причину, и на последствия
страдания, и на прошедшее, и на будущее, удовлетворяет страдающего человека.
Если не разум человека, то мучительность
страдания волей-неволей заставляют его признать то, что жизнь его не умещается в его личности, что личность его есть только видимая часть всей его жизни, что внешняя, видимая им из его личности связь
причины и действия, не совпадает с той внутренней связью
причины и действия, которая всегда известна человеку из его разумного сознания.
Когда человек, признающий жизнью личное существование, находит
причины своего личного
страдания в своем личном заблуждении, — понимает, что он заболел оттого, что съел вредное, или что его прибили оттого, что он сам пошел драться, или что он голоден и гол оттого, что он не хотел работать, — он узнает, что страдает за то, что сделал то, что не должно, и за тем, чтобы вперед не делать этого и, направляя свою деятельность на уничтожение заблуждения, не возмущается против
страдания, и легко и часто радостно несет его.
Другая
причина бедственности личной жизни и невозможности блага для человека была: обманчивость наслаждений личности, тратящих жизнь, приводящих к пресыщению и
страданиям.
Для человека два выбора: или, не признавая связи между испытываемыми
страданиями и своей жизнью, продолжать нести большинство своих
страданий, как мучения, не имеющие никакого смысла, или признать то, что мои заблуждения и поступки, совершенные вследствие их, — мои грехи, какие бы они ни были, —
причиною моих
страданий, какие бы они ни были и что мои
страдания суть избавление и искупление от грехов моих и других людей каких бы то ни было.
И
причиною этого раздвоения и
страдания ему кажется его разум.
— По-твоему, это, значит, главная
причина? А если бы Маши не существовало? — с странным любопытством спросил Алексей. Он поднял голову и облокотился о подушку. — Для чего мне, собственно, продолжать жить? Неумелый. За что ни возьмусь, получается ерунда. Вот два раза подряд даже убить себя не сумел. И ты отлично знаешь мою судьбу: ворочусь в университет, кончу — серенький, аккуратный; поступлю на службу… А
страдания меня вовсе не прельщают… Для чего же все?
Зло есть
причина несправедливости, неправды,
страдания, и зло есть претерпевание несправедливости, неправды,
страдания.
Салтыкова смотрела на свою бывшую любимицу, злобно подсмеиваясь над ней, но не говорила ни слова, не спрашивала ее о
причине ее печали. Она хорошо знала ее, а вид нравственных
страданий ближнего причинял ей такое же, если не большее по своей новизне, наслаждение, как вид
страданий физических.
Но главная
причина нравственного
страдания доктора Караулова была та, что его тайна, его заветная тайна находилась в руках этой женщины.
Тихая езда, впрочем, была ему необходима и по другим
причинам: он хотел собраться с мыслями, хотел успокоиться от пережитых, такой массой нахлынувших на него нравственных
страданий, чтобы с светлым умом предстать пред царские очи и держать прямой ответ царю за свои поступки на Волховском мосту.
Вся вина ее перед этой, там, за несколько комнат лежащей умирающей женщиной, готовящейся ежеминутно предстать на суд Всевышнего, Всеведующего, Всемилостивейшего судьи и принести ему повесть о ее земных
страданиях, главною
причиною которых была ее родная дочь, любимая ею всею силою ее материнской любви, страшной картиной восстала перед духовным взором молодой Бахметьевой, а наряду с тем восстали и картины ее позора и глубокого безвозвратного падения.
Адольф, смотря на ее
страдания и не понимая их
причины, просил отложить свадьбу, но баронесса и Фюренгоф настояли совершить ее без отлагательства.
Николай посмотрел на нее и, желая сделать вид, что он не замечает ее рассеянности, сказал несколько слов m-lle Bourienne и опять взглянул на княжну. Она сидела так же неподвижно, и на нежном лице ее выражалось
страдание. Ему вдруг стало жалко ее и смутно представилось, что, может быть, он был
причиной той печали, которая выражалась на ее лице. Ему захотелось помочь ей, сказать ей что-нибудь приятное; но он не мог придумать, чтò бы сказать ей.
Таковы самые скромные и легко исполнимые желания, как мы думаем, огромного большинства русского общества. Применение этих мер несомненно успокоит общество и избавит его от тех страшных
страданий и (то, что хуже
страданий) преступлений, которые неизбежно совершатся с обеих сторон, если правительство будет заботиться только о подавлении волнений, оставляя нетронутыми их
причины.
Только освободитесь все вы, страдающие люди христианского мира, как властвующие и богатые, так же и подавленные и бедные, от тех обманов лжехристианства и государственности, которые скрывают от вас то, что открыл вам Христос и чего требует ваш разум и ваше сердце, — и вам ясно станет, что в вас, только в вас самих
причины всех телесных
страданий — нужды — и духовных: сознания несправедливости, зависти, раздражения, которые мучают вас, задавленных и бедных; и в вас же, вы, властвующие и богатые, —
причины тех страхов, укоров совести, сознания греха своей жизни, которые более или менее, по степени вашей нравственной чуткости, тревожат и вас.