Я вижу причины своего страдания в прошедшем, в заблуждениях моих и других людей, и если моя деятельность не направлена на
причину страдания — на заблуждение, и я не стараюсь освободиться от него, я не делаю того, что должно быть, и потому-то страдание и представляется мне тем, чего не должно быть, и оно не только в действительности, но и в воображении возрастает до ужасных, исключающих возможность жизни, размеров.
Причина страдания для животного есть нарушение закона жизни животной, нарушение это проявляется сознанием боли, и деятельность, вызванная нарушением закона, направлена на устранение боли; для разумного сознания причина страдания есть нарушение закона жизни разумного сознания; нарушение это проявляется сознанием заблуждения, греха, и деятельность, вызванная нарушением закона, направлена на устранение заблуждения — греха.
Неточные совпадения
Теперь, не только в научных книжках, но и в разговорах, говоря о жизни, говорят не о той, которую мы все знаем, — о жизни, сознаваемой мною теми
страданиями, которых я боюсь и которые ненавижу, и теми наслаждениями и радостями, которых я желаю; а о чем-то таком, что, может быть, возникло из игры случайности по некоторым физическим законам, а может быть и от того, что имеет в себе таинственную
причину.
И
причиною этого раздвоения и
страдания ему кажется его разум.
Другая
причина бедственности личной жизни и невозможности блага для человека была: обманчивость наслаждений личности, тратящих жизнь, приводящих к пресыщению и
страданиям.
Только деятельность, направленная и на
причину, и на последствия
страдания, и на прошедшее, и на будущее, удовлетворяет страдающего человека.
Когда человек, признающий жизнью личное существование, находит
причины своего личного
страдания в своем личном заблуждении, — понимает, что он заболел оттого, что съел вредное, или что его прибили оттого, что он сам пошел драться, или что он голоден и гол оттого, что он не хотел работать, — он узнает, что страдает за то, что сделал то, что не должно, и за тем, чтобы вперед не делать этого и, направляя свою деятельность на уничтожение заблуждения, не возмущается против
страдания, и легко и часто радостно несет его.
Но когда такого человека постигает
страдание, выходящее за пределы видимой ему связи
страдания и заблуждения, — как, когда он страдает от
причин, бывших всегда вне его личной деятельности или когда последствия его
страданий не могут быть ни на что нужны ни его, ни чьей другой личности, — ему кажется, что его постигает то, чего не должно быть, и он спрашивает себя: зачем? за что? и, не находя предмета, на который бы он мог направить свою деятельность, возмущается против
страдания, и
страдание его делается ужасным мучением.
Большинство же
страданий человека всегда именно такие,
причины или следствия которых — иногда же и то, и другое — скрываются от него в пространстве и времени: болезни наследственные, несчастные случайности, неурожаи, крушения, пожары, землетрясения и т. п., кончающиеся смертью.
Для человека два выбора: или, не признавая связи между испытываемыми
страданиями и своей жизнью, продолжать нести большинство своих
страданий, как мучения, не имеющие никакого смысла, или признать то, что мои заблуждения и поступки, совершенные вследствие их, — мои грехи, какие бы они ни были, —
причиною моих
страданий, какие бы они ни были и что мои
страдания суть избавление и искупление от грехов моих и других людей каких бы то ни было.
Если не разум человека, то мучительность
страдания волей-неволей заставляют его признать то, что жизнь его не умещается в его личности, что личность его есть только видимая часть всей его жизни, что внешняя, видимая им из его личности связь
причины и действия, не совпадает с той внутренней связью
причины и действия, которая всегда известна человеку из его разумного сознания.
Понимание
страданий личностей и
причин заблуждений людских и деятельность для уменьшения их ведь есть всё дело жизни человеческой.
Неточные совпадения
Он распускал зонтик, пока шел дождь, то есть страдал, пока длилась скорбь, да и страдал без робкой покорности, а больше с досадой, с гордостью, и переносил терпеливо только потому, что
причину всякого
страдания приписывал самому себе, а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь.
Кирсанов, сказав слуге, чтобы вывести осевшего Полозова, уже благодарил их за проницательность, с какою они отгадали его намерение, поняли, что
причина болезни нравственное
страдание, что нужно запугать упрямца, который иначе действительно погубил бы дочь.
Достоевский считал
страдание даже единственной
причиной возникновения сознания.
Поэма изображала
страдания юной гречанки, которая собирается кинуться с утеса в море по
причине безнадежной любви к младому итальянцу.
Тут Достоевский высказывает гениальные мысли о том, что человек совсем не есть благоразумное существо, стремящееся к счастью, что он есть существо иррациональное, имеющее потребность в
страдании, что
страдание есть единственная
причина возникновения сознания.