Неточные совпадения
«Ну-ка, пустить одних детей, чтоб они сами приобрели, сделали посуду, подоили молоко и т. д. Стали бы они шалить? Они бы с голоду померли. Ну-ка, пустите нас с нашими страстями, мыслями, без
понятия о едином Боге и Творце! Или без
понятия того, что есть добро, без объяснения
зла нравственного».
Зло порождает
зло; первое страдание дает
понятие о удовольствии мучить другого; идея
зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности: идеи — создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара.
Удивительно ли после этого, что осторожность и боязнь повторения старых
зол отдалили их от нас, помешали им вырасти и что у них осталась только их природная смышленость да несколько опытов, давших им фальшивое
понятие обо всем, что носит название образованности?
Мы не видим в этих людях извращения
понятия о жизни, о добре и
зле для оправдания своего положения только потому, что круг людей с такими извращенными
понятиями больше, и мы сами принадлежим к нему.
Он видит, что
зло существует, и желает, чтобы его не было; но для этого прежде всего надо ему отстать от самодурства, расстаться с своими
понятиями о сущности прав своих над умом и волею дочери; а это уже выше его сил, это недоступно даже его
понятию… и вот он сваливает вину на других: то Арина Федотовна с заразой пришла, то просто — лукавый попутал.
Это совершенно понятно: во-первых, самодур также почти не имеет истинных нравственных
понятий и, следовательно, не может правильно различать добро и
зло и, по необходимости, должен руководствоваться произволом; во-вторых — безусловное послушание других очень выгодно для него, потому что затем он может уж ничем не стесняться.
— Умный человек-с, — говаривал мне иногда по этому поводу крутогорский инвалидный начальник, — не может быть
злым, потому что умный человек
понятие имеет-с, а глупый человек как обозлится, так просто, без всякого резона, как индейский петух, на всех бросается.
Тем не менее газетная машина, однажды пущенная в ход, работает все бойчее и бойчее. Без идеи, без убеждения, без ясного
понятия о добре и
зле, Непомнящий стоит на страже руководительства, не веря ни во что, кроме тех пятнадцати рублей, которые приносит подписчик, и тех грошей, которые один за другим вытаскивает из кошеля кухарка. Он даже щеголяет отсутствием убеждений, называя последние абракадаброю и во всеуслышание объявляя, что ни завтра, ни послезавтра он не намерен стеснять себя никакими узами.
Юношеский угар соскользнул быстро.
Понятие о
зле сузилось до
понятия о лихоимстве,
понятие о лжи — до
понятия о подлоге,
понятие о нравственном безобразии — до
понятия о беспробудном пьянстве, в котором погрязало местное чиновничество. Вместо служения идеалам добра, истины, любви и проч., предстал идеал служения долгу, букве закона, принятым обязательствам и т. д.
Но ни потеря золотого времени, употребленного на постоянную заботу о соблюдении всех трудных для меня условий comme il faut, исключающих всякое серьезное увлечение, ни ненависть и презрение к девяти десятым рода человеческого, ни отсутствие внимания ко всему прекрасному, совершающемуся вне кружка comme il faut, — все это еще было не главное
зло, которое мне причинило это
понятие.
Никогда не было еще народа без религии, то есть без
понятия о
зле и добре.
У всякого народа свое собственное
понятие о
зле и добре и свое собственное
зло и добро.
Когда начинают у многих народов становиться общими
понятия о
зле и добре, тогда вымирают народы и тогда самое различие между
злом и добром начинает стираться и исчезать.
Эти разговоры под плачущий плеск воды, шлепанье мокрых тряпок, на дне оврага, в грязной щели, которую даже зимний снег не мог прикрыть своим чистым покровом, эти бесстыдные,
злые беседы о тайном, о том, откуда все племена и народы, вызывали у меня пугливое отвращение, отталкивая мысль и чувство в сторону от «романов», назойливо окружавших меня; с
понятием о «романе» у меня прочно связалось представление о грязной, распутной истории.
Но все-таки в овраге, среди прачек, в кухнях у денщиков, в подвале у рабочих-землекопов было несравнимо интереснее, чем дома, где застывшее однообразие речей,
понятий, событий вызывало только тяжкую и
злую скуку. Хозяева жили в заколдованном кругу еды, болезней, сна, суетливых приготовлений к еде, ко сну; они говорили о грехах, о смерти, очень боялись ее, они толклись, как зерна вокруг жернова, всегда ожидая, что вот он раздавит их.
Если более или менее добрые, более или менее
злые могут не различаться в языческом мире, то христианское
понятие о добром и
злом так ясно определило признаки добрых и
злых, что их нельзя уже смешивать.
Все против Катерины, даже и ее собственные
понятия о добре и
зле; все должно заставить ее заглушить свои порывы и завянуть в холодном и мрачном формализме семейной безгласности и покорности, без всяких живых стремлений, без воли, без любви или же научиться обманывать людей и совесть.
Поэтому чрезвычайно важно для нас знать, каковы
понятия этой толпы о добре и
зле, что у ней считается за истину и что за ложь.
Он не был в сущности
злой человек, но принадлежал к числу тех сластолюбивых стариков, для которых женщины — все и которые, тонко и вечно толкуя о красоте женской, имеют в то же время об них самое грубое и материальное
понятие.
Но из опасения
зла, не желая лишить свой народ всех выгод образованности и, таким образом, явиться в глазах Европы противницею просвещения, императрица продолжала покровительствовать наукам, только решилась сама наблюдать за правильным ходом развития
понятий нашего общества.
Между ними сложные отношения, борьба добра со
злом, такая духовная борьба, о которой вы
понятия не имеете.
Во-первых, сатира новиковская нападала, как мы видели, не на принцип, не на основу
зла, а только на злоупотребления того, что в наших
понятиях есть уже само по себе
зло.
Большая часть людей совершает проступки всякого рода потому, что ни о чём собственно не имеет определённого
понятия, а так себе, колеблется между добром и
злом.
Для камышинского мещанина «ничего» означает отсутствие всякой цели и смысла в жизни. По мнению Якова, все в мире клонится к
злу. Было уже три «сменения»… Какие? Яшка имеет об них лишь смутные
понятия.
По выходкам Корепанова вы видите, что он был в хорошей школе, умеет
зло от добра отличить и имеет
понятие о настоящей нравственности.
А такие лживые похвалы вредны потому, что сглаживают в
понятиях людей различие между добром и
злом.
Из сказанного видно, сколь ограниченным и неполным остается
понятие материи у Платона и сколь извращенным является оно у Плотина, для которого материя, как начало отрицательное, как небытие, есть
зло и даже начало
зла.
Вот почему для св. ангелов и для людей, удостоенных лицезрения Божия и райского блаженства, новое падение или возврат к
злу уже невозможны, не в силу утраты ими свободы, но через переход к другому бытийному возрасту и преодоление отрешенной от необходимости свободы (так что упраздняется и самая соотносительность
понятий свобода — необходимость, существующая лишь для этого зона).
Та «грубая властная и таинственная сила», которая помешала Каренину проявить пробудившиеся в нем человеческие чувства, — сила окоченелых
понятий людских о добре и
зле, — загораживает Анне дорогу к сыну.
Понятия о добре и
зле, воплощенные в нравах, зависят от общества, от социальности, но само добро и
зло не зависит; наоборот, общество, социальность зависит от самого добра и
зла, от их онтологии.
Обычное теологическое
понятие о свободе нисколько не снимает с Творца ответственности за
зло и муку мира.
Нас интересует онтология добра и
зла, а не
понятия людей о добре и
зле.
Система
понятий, порождающая монизм, в которой все идет сверху вниз, закрывает иррациональную тайну
зла и иррациональную тайну творчества небывшего.
— Я отравил ее существование, обесславил, по ее
понятиям, род Лихаревых, причинил ей столько
зла, сколько может причинить злейший враг, и — что же?
Мягкий по природе, воспитанный дома, не испытавший на себе влияния товарищеской среды учебного заведения, созидающей характеры юношей, балованный сынок боготворившей его матери, князь Виктор Васильевич Гарин вступил в самостоятельную жизнь сперва юнкера, а потом офицера с смутными, неопределенными взглядами на жизнь, — без знания и конечно, без всякого умения распознавать окружающих его людей, и даже, странно сказать, без точного
понятия о добре и
зле.
Точно так же теперь кажется, стòит только признать закон необходимости, и разрушатся
понятие о душе, о добре и
зле и все воздвигнутые на этом
понятии государственные и церковные учреждения.
Но как ни странно это было, это было так: учение Христа о непротивлении
злу восстало предо мной, как что-то совершенно новое, о чем я не имел ни малейшего
понятия.
Какое же может быть
зло, что несчастные люди, наши мужики, люди такие же, как и мы, вырастающие и умирающие без другого
понятия о Боге и правде, как обряд и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения?
Свобода народной воли не есть формальное
понятие, она предполагает победу в этой воле добра над
злом, Бога над диаволом.