Не из
познаний законов вещества, как это думают, мы можем познавать закон организмов, и не из познания закона организмов мы можем познавать себя, как разумное сознание, но наоборот. Прежде всего мы можем и нам нужно познать самих себя, т. е. тот закон разума, которому для нашего блага должна быть подчинена наша личность, и тогда только нам можно и нужно познать и закон своей животной личности и подобных ей личностей, и, еще в большем отдалении от себя, законы вещества.
Неточные совпадения
Все познающие в разных сферах
познания признают логику и ее
законы, почитаемые непреложными, но могут отрицать Логос, целостный духовный Разум-Слово.
В этом проблематика Достоевского, Ибсена была моей нравственной проблематикой, как и пережитое Белинским восстание против гегелевского мирового духа, как некоторые мотивы Кирхегардта, которого я, впрочем, очень поздно узнал и не особенно люблю, как и борьба Л. Шестова против необходимых
законов логики и этики, хотя и при ином отношении к
познанию.
Пространство, время, все категории
познания, все
законы логики суть свойства самого бытия, а не субъекта, не мышления, как думает большая часть гносеологических направлений.
Пытались разгадать тайну
познания гносеологическим анализом субъекта и его элементов, тщательным отделением субъекта от бытия, выделением «мышления» в замкнутую и самостоятельную область, живущую по своему
закону.
Первая ложная вера — это вера в возможность
познания через опыт того, что по
законам опыта не может быть допущено (вера в чудеса).
«
Законы природы», идея о все общей мировой детерминированности, о каком-то perpetuum mobile [Вечный двигатель (лат.).] есть необходимое вспомогательное орудие
познания, его прагматические костыли, опираясь на них человек расширяет свою мощь и положительную свободу.
Одновременно с этим Бог пробуждает в человеке сознание его тварной свободы тем, что дает ему
закон или заповедь: «И заповедал Господь Бог, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от древа
познания добра и зла не ешь от него: ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16–17).
Это есть рабство у так называемых «
законов» природы, которые открывает и конструирует человек своим научным
познанием.
Закон явился в результате греха, но он бессилен вывести человека из того мира, в который он попал после того, как он сорвал с древа
познания добра и зла, он бессилен преодолеть грех даже при совершенном его исполнении, не может спасти.
Познание чего бы то ни было для нас есть перенесение на другие предметы нашего знания о том, что жизнь есть стремление к благу, достигаемое подчинением
закону разума.
Изучение
законов, управляющих существованием животных, растений и вещества, не только полезно, но необходимо для уяснения
закона жизни человека, но только тогда, когда изучение это имеет целью главный предмет
познания человеческого: уяснение
закона разума.
Вместо того, чтобы изучать тот
закон, которому, для достижения своего блага, должна быть подчинена животная личность человека, и, только познав этот
закон, на основании его изучать все остальные явления мира, ложное
познание направляет свои усилия на изучение только блага и существования животной личности человека, без всякого отношения к главному предмету знания, — подчинению этой животной личности человека
закону разума, для достижения блага истинной жизни.
Заблуждение, что видимый нами, на нашей животной личности совершающийся,
закон и есть
закон нашей жизни, есть старинное заблуждение, в которое всегда впадали и впадают люди. Заблуждение это, скрывая от людей главный предмет их
познания, подчинение животной личности разуму для достижения блага жизни, ставит на место его изучение существования людей, независимо от блага жизни.
При предположении же о том, что жизнь человека есть только его животное существование, и что благо, указываемое разумным сознанием, невозможно, и что
закон разума есть только призрак, такое изучение делается не только праздным, но и губительным, закрывая от человека его единственный предмет
познания и поддерживая его в том заблуждении, что, исследуя отражение предмета, он может познать и предмет.
Если же для человека возможно знание того разумного
закона, которому должна быть подчинена его жизнь, то очевидно, что
познание этого
закона разума он нигде не может почерпнуть, кроме как там, где он и открыт ему: в своем разумном сознании.
Бог есть coincidentia oppositorum, совмещение противоположностей, т. е. недоступен
познанию, основанному на
законе тождества.
Объективность науки и научного
познания есть в сущности подчинение
закону, в этой объективности есть ветхозаветное благочестие.
Только благодаря этому ложному учению, всосавшемуся в плоть и кровь наших поколений, могло случиться то удивительное явление, что человек точно выплюнул то яблоко
познания добра и зла, которое он, по преданию, съел в раю, и, забыв то, что вся история человека только в том, чтобы разрешать противоречия разумной и животной природы, стал употреблять свой разум на то, чтобы находить
законы исторические одной своей животной природы.