Неточные совпадения
— Оценки всех явлений жизни исходят от интеллигенции, и высокая оценка ее собственной
роли, ее
общественных заслуг принадлежит ей же. Но мы, интеллигенты, знаем, что человек стесняется плохо говорить о самом себе.
Качества личности вообще у нас мало ценятся и не ими определяется
роль в
общественной жизни.
Сейчас я предполагаю говорить исключительно о
роли слов в
общественной жизни.
Преданный всякому
общественному делу, Райнер хотел верить Белоярцеву и нимало не сердился на то, что тот оттер его от Дома, хотя и хорошо понимал, что весь этот маневр произведен Белоярцевым единственно для того, чтобы не иметь возле себя никого, кто бы мог помешать ему играть первую
роль и еще вдобавок вносить такие невыгодные для собственного кармана начала, каких упорно держался энтузиаст Райнер.
— Удивительное дело, — сказал Вихров, — каким образом это так случилось, что приятели мои, с которыми я сближался в юности, все явились потом более или менее
общественными людьми, не говоря уж, например, об вас, об Плавине, но даже какой-нибудь Замин — и тот играет
роль, как глашатай народных нужд и желаний.
Сначала меня занимала эта беспардонная игра страстей, разгоравшаяся по поводу какой-нибудь Ковалихи или Тараканихи, потому что я имел наивность видеть в ней выражение настоятельно говорившего чувства собственности; но потом, всмотревшись ближе, я убедился, что принцип собственности, в смысле
общественной основы, играет здесь самую жалкую, почти призрачную
роль.
Повторяю:
роль солидного читателя приобретает преувеличенное значение благодаря тому, что у нас
общественная жизнь со всеми ее веяниями складывается преимущественно в столицах и больших городах, где солидные люди, несмотря на свою сравнительную немногочисленность, стоят на первом плане.
Такое положение вещей может продлиться неопределенное время, потому что
общественное течение, однажды проложивши себе русло, неохотно его меняет. И опять-таки в этом коснении очень существенную
роль играет солидный читатель. Забравшись в мурью (какой бы то ни было окраски), он любит понежиться и потягивается в ней до тех пор, пока блохи и другая нечисть не заставят выскочить. Тогда он с несвойственною ему стремительностью выбегает наверх и высматривает, куда укрыться.
Я не хочу, конечно, сказать этим, чтоб университеты, музеи и тому подобные образовательные учреждения играли ничтожную
роль в политической и
общественной жизни страны, — напротив! но для того, чтоб влияние этих учреждений оказалось действительно плодотворным, необходимо, чтоб между ними и обществом существовала живая связь, чтоб университеты, например, были светочами и вестниками жизни, а не комментаторами официально признанных формул, которые и сами по себе настолько крепки, что, право, не нуждаются в подтверждении и провозглашении с высоты профессорских кафедр.
В ряду этих разоблачений особенно яркую
роль играет сознание, что у него, скитальца, ни дома, ни на чужбине, словом сказать, нигде в целом мире нет ни личного, ни
общественного дела.
Пока все это творилось в мире официальном и
общественном, в мире художественном тоже подготовлялось событие: предполагалось возобновить пьесу «Тридцать лет, или жизнь игрока» [«Тридцать лет или жизнь игрока» — драма в трех действиях французских драматургов Виктора Дюканжа (1783—1833) и Дино.], в которой главную
роль Жоржа должен был играть Мочалов.
Не говорим о деятелях
общественных, которых
роль в истории всякому должна быть понятна после того, что мы сказали на предыдущей странице.
Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Положение Чацких на
общественной лестнице разнообразно, но
роль и участь все одна, от крупных государственных и политических личностей, управляющих судьбами масс, до скромной доли в тесном кругу.
Живучесть
роли Чацкого состоит не в новизне неизвестных идей, блестящих гипотез, горячих и дерзких утопий или даже истин en herbe [В зародыше (франц.).]: у него нет отвлеченностей. Провозвестники новой зари, или фанатики, или просто вестовщики — все эти передовые курьеры неизвестного будущего являются и — по естественному ходу
общественного развития — должны являться, но их
роли и физиономии до бесконечности разнообразны.
Что делать актеру, вдумывающемуся в свою
роль в этой пьесе? Положиться на один собственный суд — не достанет никакого самолюбия, а прислушаться за сорок лет к говору
общественного мнения — нет возможности, не затерявшись в мелком анализе. Остается, из бесчисленного хора высказанных и высказывающихся мнений, остановиться на некоторых общих выводах, наичаще повторяемых, — и на них уже строить собственный план оценки.
Теперь, в наше время, конечно, сделали бы Чацкому упрек, зачем он поставил свое «оскорбленное чувство» выше
общественных вопросов, общего блага и т. д. и не остался в Москве продолжать свою
роль бойца с ложью и предрассудками,
роль — выше и важнее
роли отвергнутого жениха?
Для них Герцен — автор"С того берега", водрузивший на чужбине первый вольный русский станок, издатель"Колокола", поднявший до такой высоты наше
общественное самосознание, — все это как бы уже не существовало, и они явились в
роли самозваных судей его личности и поведения.
Началось следствие с арестами и разбирательствами, которое затянулось до половины зимы. Главная
роль пришлась на долю проф. Андреевского. По его предмету, полицейскому, или (как в Мосете проф. Лешков уже величал его тогда)"
общественному", праву — я подал и диссертацию. Материал для нее доставил мне один еще дерптский мой знакомый, служивший в министерстве государственных имуществ.
И меня втянули в эти спектакли Пассажа. Поклонником красоты Споровой был и Алексей Антипович Потехин, с которым я уже водил знакомство по дому Писемских. Он много играл в те зимы — и Дикого, и городничего. Мне предложили
роль Кудряша в"Грозе", а когда мы ставили"Скупого рыцаря"для такого же страстного чтеца и любителя А-А.Стаховича (отца теперешних
общественных деятелей), то я изображал и герцога.
Мне как писателю, начавшему с ответственных произведений, каковы были мои пьесы, не было особенной надобности в
роли фельетониста. Это сделалось от живости моего темперамента, от желания иметь прямой повод усиленно наблюдать жизнь тогдашнего Петербурга. Это и беллетристу могло быть полезным. Материального импульса тут не было… Заработок фельетониста давал очень немного. Да и вся-то моя кампания
общественного обозревателя не пошла дальше сезона и к лету была прервана возвращением в деревню.
Сам он обладал художественной восприимчивостью и был способен к эстетическим суждениям, но он стал родоначальником того типа публистической,
общественной критики, которой суждено было сыграть огромную
роль в истории интеллигентского сознания.
Он был слишком умен, чтобы не понимать, какую
роль готовят ему при этом сватовстве за фрейлину Похвисневу и какою ценою он должен будет купить то материальное благосостояние и то
общественное положение, которое сулят ему в будущем.
Ни дворянство, ни буржуазия не играли у нас надлежащей
роли, и потому в России не развилась
общественная и политическая самодеятельность.