Неточные совпадения
Увидав ее, он очутился пред одною из картин
своего воображаемого в будущем семейного
быта.
Правда, сколько она могла запомнить
свое впечатление в Петербурге у Карениных, ей не нравился самый дом их; что-то было фальшивое во всем складе их семейного
быта.
Для кабинета Самгин подобрал письменный стол, книжный шкаф и три тяжелых кресла под «черное дерево», — в восьмидесятых годах эта мебель была весьма популярной среди провинциальных юристов либерального настроения, и замечательный знаток деталей
быта П. Д. Боборыкин в одном из
своих романов назвал ее стилем разочарованных.
У них есть
свой, издревле налаженный распорядок жизни; их предрассудки — это старые истины, живучесть которых оправдана условиями
быта, непосредственной близостью к темной деревне.
Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка; неизгладимо врезывается в душу картина домашнего
быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу
своей жизни по жизни, его окружающей.
Он смотрел на настоящий
свой быт, как продолжение того же обломовского существования, только с другим колоритом местности и, отчасти, времени. И здесь, как в Обломовке, ему удавалось дешево отделываться от жизни, выторговать у ней и застраховать себе невозмутимый покой.
Один Захар, обращающийся всю жизнь около
своего барина, знал еще подробнее весь его внутренний
быт; но он был убежден, что они с барином дело делают и живут нормально, как должно, и что иначе жить не следует.
Вопрос, что он будет делать в семейном
быту, уж улегся, разрешился сам собою. Ему пришлось посвятить ее даже в
свою трудовую, деловую жизнь, потому что в жизни без движения она задыхалась, как без воздуха.
А сам Обломов? Сам Обломов был полным и естественным отражением и выражением того покоя, довольства и безмятежной тишины. Вглядываясь, вдумываясь в
свой быт и все более и более обживаясь в нем, он, наконец, решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществился, хотя без поэзии, без тех лучей, которыми некогда воображение рисовало ему барское, широкое и беспечное течение жизни в родной деревне, среди крестьян, дворни.
Вера с радостью слушала Райского; у ней появился даже румянец. Самая торопливость его передать ей счастливое впечатление, какое сделал на него «медведь» и его берлога, теплый колорит, в который Райский окрасил фигуру Тушина, осмыслив его
своим метким анализом, яркая картина
быта, хозяйства, нравов лесного угла, всей местности — все это почти увлекло и Веру.
Часто с Райским уходили они в эту жизнь. Райский как дилетант — для удовлетворения мгновенной вспышки воображения, Козлов — всем существом
своим; и Райский видел в нем в эти минуты то же лицо, как у Васюкова за скрипкой, и слышал живой, вдохновенный рассказ о древнем
быте или, напротив, сам увлекал его
своей фантазией — и они полюбили друг в друге этот живой нерв, которым каждый был по-своему связан с знанием.
Я всегда замечал, что даже самые забулдыжные, самые потерянные французы чрезмерно привержены в
своем домашнем
быту к некоторого рода буржуазному порядку, к некоторого рода самому прозаическому, обыденно-обрядному образу раз навсегда заведенной жизни.
Розанов все-таки
свой человек, близкий биологически, родственник, дядюшка, вечно упоенный православным
бытом.
Россия — страна купцов, погруженных в тяжелую плоть, стяжателей, консервативных до неподвижности, страна чиновников, никогда не переступающих пределов замкнутого и мертвого бюрократического царства, страна крестьян, ничего не желающих, кроме земли, и принимающих христианство совершенно внешне и корыстно, страна духовенства, погруженного в материальный
быт, страна обрядоверия, страна интеллигентщины, инертной и консервативной в
своей мысли, зараженной самыми поверхностными материалистическими идеями.
У него много здравого смысла; ему хорошо знаком и помещичий
быт, и крестьянский, и мещанский; в трудных случаях он мог бы подать неглупый совет, но, как человек осторожный и эгоист, предпочитает оставаться в стороне и разве только отдаленными, словно без всякого намерения произнесенными намеками наводит
своих посетителей — и то любимых им посетителей — на путь истины.
В азарт она не приходила, а впадала больше буколическое настроение, с восторгом вникая во все подробности бедноватого
быта Лопуховых и находя, что именно так следует жить, что иначе нельзя жить, что только в скромной обстановке возможно истинное счастье, и даже объявила Сержу, что они с ним отправятся жить в Швейцарию, поселятся в маленьком домике среди полей и гор, на берегу озера, будут любить друг друга, удить рыбу, ухаживать за
своим огородом...
Правительства были рады этому направлению и сначала поощряли развитие международных ненавистей; массы снова лепились около племенного родства, узел которого затягивался туже, и снова отдалялись от общих требований улучшения
своего быта; границы становились непроходимее, связь и сочувствие между народами обрывались.
Он встречается с рациональным
бытом эпохи гарантий и мещанского экономического устройства как с
своей непосредственностью, точно так, как политическая экономия относилась к теократически-феодальному государству.
Каждая «среда» с той поры имела
свой протокол… Крупные имена сверкали в этих протоколах под рисунками, отражавшими
быт современности. Кроме художников, писали стихи поэты. М. А. Лохвицкая, Е. А. Буланина, В. Я. Брюсов записали на протоколах по нескольку стихотворений.
По
быту своему славянофилы оставались типичными русскими барами.
Русский народ в глубоких явлениях
своего духа — наименее мещанский из народов, наименее детерминированный, наименее прикованный к ограниченным формам
быта, наименее дорожащий установленными формами жизни.
В
свою очередь, люди, пришедшие в восторг от «
Своих людей», скоро заметили, что Островский, сравнивая старинные начала русской жизни с новыми началами европеизма в купеческом
быту, постоянно склоняется на сторону первых.
На это мы должны сказать, что не знаем, что именно имел в виду автор, задумывая
свою пьесу, но видим в самой пьесе такие черты, которые никак не могут послужить в похвалу старому
быту.
Но автор комедии вводит нас в самый домашний
быт этих людей, раскрывает перед нами их душу, передает их логику, их взгляд на вещи, и мы невольно убеждаемся, что тут нет ни злодеев, ни извергов, а всё люди очень обыкновенные, как все люди, и что преступления, поразившие нас, суть вовсе не следствия исключительных натур, по
своей сущности наклонных к злодейству, а просто неизбежные результаты тех обстоятельств, посреди которых начинается и проходит жизнь людей, обвиняемых нами.
Вообще, чем можно возмущаться в «
Своих людях?» Не людьми и не частными их поступками, а разве тем печальным бессмыслием, которое тяготеет над всем их
бытом.
И действительно, в комедиях «Не в
свои сани не садись», «Бедность не порок» и «Не так живи, как хочется» — существенно дурные стороны нашего старинного
быта обставлены в действии такими случайностями, которые как будто заставляют не считать их дурными.
Сделавши эти объяснения, мы можем теперь сказать, что вовсе не хотим видеть в «Не в
своих санях» апологию патриархального, старинного
быта и попытку доказать преимущества русской необразованности пред европейским образованием.
Одни упрекали Островского за то, что он изменил
своему первоначальному направлению и стал, вместо живого изображения жизненной пошлости купеческого
быта, представлять его в идеальном свете.
Во-первых, всеми признаны в Островском дар наблюдательности и уменье представить верную картину
быта тех сословий, из которых брал он сюжеты
своих произведений.
Рассматривая комедию Островского «
Свои люди — сочтемся», мы обратили внимание читателей на некоторые черты русского, преимущественно купеческого
быта, отразившиеся в этой комедии.
Но в нем нет столько силы ума и характера, чтоб отрешиться от самых главных основ
своего быта.
Чтобы видеть проявление безответной, забитой натуры в разных положениях и обстоятельствах, мы проследим теперь последующие за «
Своими людьми» комедии Островского из купеческого
быта, начавши с комедии «Не в
свои сани не садись».
И действительно, оно поддерживается постоянно тем, что в людях есть неизбежное стремление и потребность — обеспечить
свой материальный
быт.
Но он не видит никакой надобности изменить
свои отношения к домашним, дать здравому смыслу хотя какое-нибудь участие в
своем семейном
быте.
Максим Федотыч Русаков — этот лучший представитель всех прелестей старого
быта, умнейший старик, русская душа, которою славянофильские и кошихинствующие критики кололи глаза нашей послепетровской эпохе и всей новейшей образованности, — Русаков, на наш взгляд, служит живым протестом против этого темного
быта, ничем не осмысленного и безнравственного в самом корне
своем.
Лаврецкий имел право быть довольным: он сделался действительно хорошим хозяином, действительно выучился пахать землю и трудился не для одного себя; он, насколько мог, обеспечил и упрочил
быт своих крестьян.
Перед отъездом Михалевич еще долго беседовал с Лаврецким, пророчил ему гибель, если он не очнется, умолял его серьезно заняться
бытом своих крестьян, ставил себя в пример, говоря, что он очистился в горниле бед, — и тут же несколько раз назвал себя счастливым человеком, сравнил себя с птицей небесной, с лилией долины…
Он терпеливо выслушал меня и сказал, что несколько примирился в эти четыре месяца с новым
своим бытом, вначале очень для него тягостным; что тут, хотя невольно, но все-таки отдыхает от прежнего шума и волнения; с Музой живет в ладу и трудится охотно и усердно.
Вот вам выдержки из хроники нашей юности. Удовольствуйтесь ими! Может быть, когда-нибудь появится целый ряд воспоминаний о лицейском своеобразном
быте первого курса, с очерками личностей, которые потом заняли
свои места в общественной сфере; большая часть из них уже исчезла, но оставила отрадное памятование в сердцах не одних
своих товарищей.
Я страдал за него, и подчас мне опять казалось, что, может быть, Тайное общество сокровенным
своим клеймом поможет ему повнимательней и построже взглянуть на самого себя, сделать некоторые изменения в ненормальном
своем быту.
— Да какая ж драма? Что ж, вы на сцене изобразите, как он жену бил, как та выла, глядючи на красный платок солдатки, а потом головы им разнесла? Как же это ставить на сцену! Да и борьбы-то нравственной здесь не представите, потому что все грубо, коротко. Все не борется, а… решается. В таком
быту народа у него нет
своей драмы, да и быть не может: у него есть уголовные дела, но уж никак не драмы.
Лизе самой было смешно, что она еще так недавно могла выходить из себя за вздоры и биться из-за ничтожных уступок в
своем семейном
быту.
— Да, один дом и именно дом, а не семейная тюрьма. Этот один дом покажет, что нет нужды глодать
свою плоть, что сильный и бессильный должны одинаково досыта наесться и вдоволь выспаться. Это дом… это… дедушка осмысленного русского
быта, это дом… какими должны быть и какими непременно будут все дома в мире: здесь все равны, все понесут поровну, и никто судьбой не будет обижен.
Вследствие разного рода гуманных идей и мыслей, которыми герой мой напитался отовсюду в
своей университетской жизни, он, в настоящий приезд
свой в деревню, стал присматриваться к
быту народа далеко иначе, чем смотрел прежде.
— Все сделаю, все сделаю! — говорил Вихров, решительно увлекаясь
своим новым делом и очень довольный, что приобрел его. — Изучу весь этот
быт, составлю об нем книгу, перешлю и напечатаю ее за границей.
Я не отвергаю той пользы, которая может произойти для человечества от улучшения
быта становых приставов или от того, что все земские управы будут относиться к
своему делу с рачительностью.
Пробовали мы его в
свою компанию залучить, однако пользы не оказалось никакой; первое дело, что отец отпускал ему самую малую сумму, всего тысяч десять на серебро в год, и, следовательно, денег у него в наличности не бывало; второе дело, что хотя он заемные письма и с охотою давал, но уплаты по ним приходилось ждать до смерти отца, а это в нашем
быту не расчет; третье дело, чести в нем совсем не было никакой: другой, если ткнуть ему кулаком в рожу или назвать при всех подлецом, так из кожи вылезет, чтобы достать деньги и заплатить, а этот ничего, только смеется.
Романы шли шесть раз в неделю, а по воскресеньям шел фельетон И.И. Мясницкого, его сценки из народного или купеческого
быта. И.И. Мясницкого читала праздничная публика, а романы, можно сказать, читались более широко. Каждый романист имел
свои два дня в неделю. Понедельник и среда — исторический роман Опочинина, вторник и пятница — роман из высшего круга с уголовщиной «Синее домино» (псевдоним А.И. Соколовой), а среда и суббота — А.М. Пазухин, особый любимец публики, дававший постоянных подписчиков.
Однажды он показал профессору
свои рисунки и несколько тетрадок с написанными им рассказами и сценками из рабочего
быта.
9-го августа. Зачал сочинять повесть из
своего духовного
быта. Добрые мне женщины наши представляются вроде матери моей, дочери заштатного дьякона, всех нас
своею работой кормившей; но когда думаю — все это вижу живообразно, а стану описывать — не выходит. Нет, я к сему неспособен!