Неточные совпадения
Вот многочисленная кучка человеческого семейства, которая ловко убегает от ферулы цивилизации, осмеливаясь жить своим умом, своими уставами, которая упрямо отвергает дружбу,
религию и торговлю чужеземцев, смеется над нашими попытками просветить ее и внутренние, произвольные законы своего муравейника противоставит и естественному, и
народному, и всяким европейским правам, и всякой неправде.
Надобно только, чтоб
религия была
народная.
Издание этой книги сопровождалось появлением множества других произведений Овэна, рассуждавших о различных предметах — о
религии, о браке, о личной собственности, о
народном воспитании, о занятиях работников; за этими произведениями, если их хорошо поймут, признано будет великое значение не только для Англии, но и для всего остального мира.
5) Основатель разумной системы деятельно помогал Беллю и Ланкастеру в утверждении их планов воспитания. Он дал первому в несколько раз более тысячи фунтов стерлингов. «Национальному комитету» доктора Белля он дал 500 фунтов и предлагал подписать 1000, если эти
народные школы будут открыты для всех детей, без различия сословий и
религий. О предложении этом спорили в комитете два дня, и оно было отвергнуто весьма ничтожным большинством голосов. (См. протоколы комитета.)
Психология
народных обрядов коренится в религиозном миросозерцании. Заклинающий человек властен над природой, она служит только ему; оттого он сам чувствует себя богом. Это подтверждается массой фактов, собранных о людях-богах. Состояние сознания заклинающего природу, по словам Е. В. Аничкова, еще не
религия, но то смутное мировоззрение, в котором таились уже зачатки
религии. Заклинание — это древнейшая форма религиозного сознания. [Там же, стр. 38–39]
Бывают минуты, когда я готов даже пожать руку, обагренную кровью, и потолковать с благодушным Петром Егорычем о
религии, урожае,
народном образовании…
Отсюда проистекает неизбежная множественность языческих
религий, а также национальный характер, существенно им присущий и сближающий их с
народным языком, фольклором, разными видами
народного творчества (этому не противоречит факт религиозного синкретизма, как явление позднее упадочное и производное).
Каждая
религия, как только она становится не достоянием отдельного человека, ее основателя, но сообщается и другим (а сообщаться она стремится неудержимо), организует особую общину; нет
религии, нет даже самой ничтожной секты, которая бы не организовалась в ecclesia [В Древней Греции ecclesia означала
народное собрание; в христианстве — церковь.] или ecclesiola.
Известно, что
народный, экзотерический [Эксотерическое (экзотерическое) учение — явное, открытое для всех (в отличие от эзотерического — тайного, для посвященных).] буддизм, которому, собственно, и обязана эта
религия обширностью своего распространения, отнюдь не ограничивается одной «нетовщиной», но содержит в себе элементы конкретного политеизма, даже фетишизма.
Для нас не новая
религия служит причиною изменения
народного богочувствования. Скорее наоборот: только изменившееся отношение народа к божеству и жизни делает возможным не формальное, а действительно внутреннее усвоение новой
религии. Рассмотрим же прежде всего те внутренние изменения в эллинском духе, которые сделали возможным завоевание Эллады Дионисом. Ярко и цельно эти изменения выражаются в послегомеровской литературе.
Ленин дает свое определение
религии, скорее демагогическое, чем научное: «
Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на
народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством».
Инстинктам
народной массы, еще темной, но уже утерявшей веру, эта новая
религия всеобщего уравнения и смешения, всеобщего стирания всех иерархических различий и иерархических качеств показалась очень соблазнительной и подходящей.