Неточные совпадения
Я просто-запросто намекнул, что «необыкновенный» человек имеет
право… то есть не официальное
право, а сам имеет
право разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его
идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует.
«Нет. Конечно — нет. Но казалось, что она — человек другого мира, обладает чем-то крепким, непоколебимым. А она тоже глубоко заражена критицизмом. Гипертрофия критического отношения к жизни, как у всех. У всех книжников, лишенных чувства веры, не охраняющих ничего, кроме
права на свободу слова, мысли. Нет, нужны
идеи, которые ограничивали бы эту свободу… эту анархию мышления».
Видишь: ты молода, отсюда никуда носа не показывала, а тебя уже обвеял дух свободы, у тебя уж явилось сознание своих
прав, здравые
идеи.
«Переделать портрет, — думал он. —
Прав ли Кирилов? Вся цель моя, задача,
идея — красота! Я охвачен ею и хочу воплотить этот, овладевший мною, сияющий образ: если я поймал эту „правду“ красоты — чего еще? Нет, Кирилов ищет красоту в небе, он аскет: я — на земле… Покажу портрет Софье: что она скажет? А потом уже переделаю… только не в блудницу!»
—
Право, не знаю, как вам ответить на это, мой милый князь, — тонко усмехнулся Версилов. — Если я признаюсь вам, что и сам не умею ответить, то это будет вернее. Великая мысль — это чаще всего чувство, которое слишком иногда подолгу остается без определения. Знаю только, что это всегда было то, из чего истекала живая жизнь, то есть не умственная и не сочиненная, а, напротив, нескучная и веселая; так что высшая
идея, из которой она истекает, решительно необходима, к всеобщей досаде разумеется.
О, мы тогда все кипели ревностью делать добро, служить гражданским целям, высшей
идее; осуждали чины, родовые
права наши, деревни и даже ломбард, по крайней мере некоторые из нас…
Наше дворянство и теперь, потеряв
права, могло бы оставаться высшим сословием, в виде хранителя чести, света, науки и высшей
идеи и, что главное, не замыкаясь уже в отдельную касту, что было бы смертью
идеи.
— Но если вам доказано логически, математически, что ваш вывод ошибочен, что вся мысль ошибочна, что вы не имеете ни малейшего
права исключать себя из всеобщей полезной деятельности из-за того только, что Россия — предназначенная второстепенность; если вам указано, что вместо узкого горизонта вам открывается бесконечность, что вместо узкой
идеи патриотизма…
Нет, не незаконнорожденность, которою так дразнили меня у Тушара, не детские грустные годы, не месть и не
право протеста явились началом моей «
идеи»; вина всему — один мой характер.
Демократия не может быть в принципе, в
идее ограничена сословными и классовыми привилегиями, внешне-общественными аристократиями, но она должна быть ограничена
правами бесконечной духовной природы человеческой личности и нации, ограничена истинным подбором качеств.
Вопрос в том, чтобы Россия окончательно отказалась от той пугающей и отталкивающей
идеи, что «славянские ручьи сольются в русском море», т. е. признала вечные
права за всякой национальной индивидуальностью и относилась к ней, как к самоценности.
Что, если
прав Ракитин, что это
идея искусственная в человечестве?
— О любопытнейшей их статье толкуем, — произнес иеромонах Иосиф, библиотекарь, обращаясь к старцу и указывая на Ивана Федоровича. — Нового много выводят, да, кажется, идея-то о двух концах. По поводу вопроса о церковно-общественном суде и обширности его
права ответили журнальною статьею одному духовному лицу, написавшему о вопросе сем целую книгу…
Идея народности, сама по себе, —
идея консервативная: выгораживание своих
прав, противуположение себя другому; в ней есть и юдаическое понятие о превосходстве племени, и аристократические притязания на чистоту крови и на майорат.
Везде, где есть меньшинство, предварившее понимание масс и желающее осуществить ими понятую
идею, если нет ни свободы речи, ни
права собрания, — будут составляться тайные общества.
По моему мнению, и в торжественные годины, и в будни
идея отечества одинаково должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает
право назвать себя гражданином.
Новиков
идеи равенства выводил из Евангелия, а не из естественного
права.
Начало выветриваться всякое содержание из
идеи разума, и теряется
право оперировать с самим словом разум.
Потому голодный во сто раз сильнее чувствует всякую несправедливость, и, стало быть, не прихоть породила
идею в
праве каждого на труд и хлеб.
— За проведение французских
идей и протест мой против крепостного
права, — отвечал Вихров.
Неужели, потому что ты там увлекся какими-то новыми
идеями, ты имел
право пренебречь самою первейшею своею обязанностью?
Весь цикл его
идей вертится около требований и указаний обычного
права.
Всего этого,
право, очень достаточно, чтобы в человеке получилось представление о той совокупности вещей и явлений, из которой выводится
идея отечества!
Но спрашивается: можно ли считать осуществившеюся
идею, которая имеет уже за себя
право сильного, но и за всем тем вынуждена бороться за свое существование? и можно ли назвать успешным такое мероприятие, которое выполняется только потому, что за невыполнение его грозит кара?
— Тут и нет кощунства. Я хочу сказать только, что если ты вмешиваешь бога в свои дела, то тебе следует сидеть смирно и дожидаться результатов этого вмешательства. Но все это, впрочем, к делу не относится, и,
право, мы сделаем лучше, если возвратимся к прерванному разговору. Скажи, пожалуйста, с чего тебе пришла в голову
идея, что Коронат непременно должен быть юристом?
Так вот — если капнуть на
идею «
права».
…Тихонько, металлически-отчетливо постукивают мысли; неведомый аэро уносит меня в синюю высь моих любимых абстракций. И я вижу, как здесь — в чистейшем, разреженном воздухе — с легким треском, как пневматическая шина, — лопается мое рассуждение «о действенном
праве». И я вижу ясно, что это только отрыжка нелепого предрассудка древних — их
идеи о «
праве».
Находившись, по обязанности, в частом соприкосновении с этим темным и безотрадным миром, в котором, кажется, самая
идея надежды и примирения утратила всякое
право на существование, я никогда не мог свыкнуться с ним, никогда не мог преодолеть этот смутный трепет, который, как сырой осенний туман, проникает человека до костей, как только хоть издали послышится глухое и мерное позвякиванье железных оков, беспрерывно раздающееся в длинных и темных коридорах замка Атмосфера арестантских камор, несмотря на частое освежение, тяжела и удушлива; серовато-желтые лица заключенников кажутся суровыми и непреклонными, хотя, в сущности, они по большей части выражают только тупость и равнодушие; однообразие и узкость форм, в которые насильственно втиснута здесь жизнь, давит и томит душу.
— А что вы думаете, ведь это
идея! съездить разве в самом деле… ха-ха! Ведь у нас…
Право, отличная штука выйдет! Все была плешь, и вдруг на ней строевой лес вырос… ха-ха! Ведь у нас волшебства-то эти… ха-ха! Благодарю, что надоумили! Съезжу, непременно съезжу… ха-ха!
Ах,
право, не до превратных
идей в такое время, когда русские
идеи, шаг за шагом, без отдыха, так и колотят в загорбок!
— В том суть-с, что наша интеллигенция не имеет ничего общего с народом, что она жила и живет изолированно от народа, питаясь иностранными образцами и проводя в жизнь чуждые народу
идеи и представления; одним словом, вливая отраву и разложение в наш свежий и непочатый организм. Спрашивается: на каком же основании и по какому
праву эта лишенная почвы интеллигенция приняла на себя не принадлежащую ей роль руководительницы?
На счастье Н.П. Ланина, в это время молодой приват-доцент по полицейскому
праву, уже сверкавший на кафедре Московского университета, В.А. Гольцев «за неблагонадежность и внедрение вредных
идей молодежи» был лишен кафедры.
— Науками, братец, науками, вообще науками! Я вот только не могу сказать, какими именно, а только знаю, что науками. Как про железные дороги говорит! И знаешь, — прибавил дядя полушепотом, многозначительно прищуривая
правый глаз, — немного эдак, вольных
идей! Я заметил, особенно когда про семейное счастье заговорил… Вот жаль, что я сам мало понял (времени не было), а то бы рассказал тебе все как по нитке. И, вдобавок, благороднейших свойств человек! Я его пригласил к себе погостить. С часу на час ожидаю.
Мы имели
право думать, что никакие новые «
идеи» не коснутся этой, так сказать, заветной святыни.
Ведь это одна из тех
идей, которые имеют полное римское
право называться счастливыми.
— Художественное произведение тогда лишь значительно и полезно, когда оно в своей
идее содержит какую-нибудь серьезную общественную задачу, — говорил Костя, сердито глядя на Ярцева. — Если в произведении протест против крепостного
права или автор вооружается против высшего света с его пошлостями, то такое произведение значительно и полезно. Те же романы и повести, где ах, да ох, да она его полюбила, а он ее разлюбил, — такие произведения, говорю я, ничтожны и черт их побери.
Нося эту
идею в своем сердце вместе с прочими таковыми же и беспрекословно признавая ее авторитет, он, однако ж, понимал, что
право быть смертным"по усмотрению"отнюдь не принадлежит к числу таких, которыми можно было бы кичиться.
— Ну, давай говорить. Отвечай: был ты в числе сочувствователей и распространителей
идеи об упразднении крепостного
права?
В какой-то повести Достоевского старик топчет ногами портрет своей любимой дочери, потому что он перед нею не
прав, а вы гадко и пошловато посмеиваетесь над
идеями добра и правды, потому что уже не в силах вернуться к ним.
Право же, это блестящая
идея, — я вас познакомлю!
И отъезжее поле, и потрясающая бедрами девка Палашка, и даже хождение по комнатам, украшенными шкапиками с графинчиками, — все это выносилось безропотно, потому что во всем этом виделся символ, за которым пряталась
идея о
праве и долге.
Содержание, достойное внимания мыслящего человека, одно только в состоянии избавить искусство от упрека, будто бы оно — пустая забава, чем оно и действительно бывает чрезвычайно часто; художественная форма не спасет от презрения или сострадательной улыбки произведение искусства, если оно важностью своей
идеи не в состоянии дать ответа на вопрос: «да стоило ли трудиться над подобными пустяками?» Бесполезное не имеет
права на уважение.
За завтраком Мангушев пытался было продолжать «серьезный» разговор, и стал развивать свои
идеи насчет «
прав» вообще и в особенности насчет тех из них, которые он называл «священными»; но когда дошла очередь до знаменитого «Retour des Indes», серьезность изменила характер и сосредоточилась исключительно на достоинстве вина.
Эти весьма гибельные (bien funestes) сношения поддержали во Владимире феодальную
идею, хотя, с другой стороны, его увлекала чисто славянская
идея о
праве и связях родовых (du droit et des liens de race).
— Как она хороша! — проговорил Лысевич, восхищаясь ею. — Бог мой, как она хороша! Но что же вы сердитесь, милая? Пусть я не
прав, но неужели вы думаете, что если вы во имя
идей, которые я, впрочем, глубоко уважаю, будете скучать и отказывать себе в жизненной радости, то рабочим станет от этого легче? Ничуть! Нет, разврат, разврат! — сказал он решительно. — Вам необходимо, вы обязаны быть развратной! Обмозгуйте это, милая, обмозгуйте!
В своей боязливой предусмотрительности она не заметила, что опасность угрожает ей совсем с другой стороны, и заботилась всего более о том, чтобы не допустить в народ якобинских
идей, за которые считалось тогда всякое предъявление своих
прав лицами низшего сословия.
Полина. Таня,
право это все твои
идеи! И ты должна сказать ей, что она глупая девочка…
— Если уж вы обратились ко мне с этим вопросом, — сказал я, — то я позволю себе не согласиться с вами. Мне кажется, они вправе требовать от «власти» гарантии успеха
правого дела на легальном пути. Иначе в чем же состоит самая
идея власти?.. Не думаете ли вы, что раз миру воспрещен самосуд, то тем самым взяты известные обязательства? И если они не исполняются, то…
А отчего г. Голядкин в мучительных и бесплодных попытках «быть в своем
праве» и «идти своей дорогой» — съеживается до последних уступок своего настоящего
права и наконец, не выдержав в слабой голове своей
идеи, что под его
право все подкапываются, мешается в рассудке?
Предположив, что славянский мир может надеяться в будущем на более полное развитие, нельзя не спросить, который из элементов, выразившихся в его зародышном состоянии, дает ему
право на такую надежду? Если славяне считают, что их время пришло, то этот элемент должен соответствовать революционной
идее в Европе.