Неточные совпадения
Губернаторша произнесла несколько ласковым и лукавым голосом с приятным потряхиванием головы: «А, Павел Иванович, так вот как вы!..» В точности не могу передать слов губернаторши, но было сказано что-то исполненное большой любезности, в том
духе, в котором изъясняются дамы и кавалеры в повестях наших светских писателей, охотников описывать гостиные и похвалиться
знанием высшего тона, в
духе того, что «неужели овладели так вашим сердцем, что в нем нет более ни места, ни самого тесного уголка для безжалостно позабытых вами».
Я чувствовал, однако, что, хотя это начало было очень блестяще и вполне доказывало мое высокое
знание французского языка, продолжать разговор в таком
духе я не в состоянии.
Знания не было, но сердце билось от предчувствий, и злые
духи уже овладели моими снами.
О, есть и во аде пребывшие гордыми и свирепыми, несмотря уже на
знание бесспорное и на созерцание правды неотразимой; есть страшные, приобщившиеся сатане и гордому
духу его всецело.
К конкретному
знанию стремился и Гегель, но достигал этого лишь частично, главным образом в «Феноменологии
духа».
Да простит мне читатель интуитивно-афористическую форму изложения, преобладающую в этой книге. Но форма эта не случайно явилась и не выдумана, форма эта внутренне неизбежна, она вытекает из основного устремления
духа и не может быть иной. Для меня вера есть
знание, самое высшее и самое истинное
знание, и странно было бы требовать, чтобы я дискурсивно и доказательно обосновывал и оправдывал свою веру, т. е. подчинял ее низшему и менее достоверному
знанию.
Права живого, полного, непосредственного опыта, не опыта рационализированного
знания, а опыта жизни
духа в его целостности должны быть восстановлены.
Новая теория восприятия и суждения, новое истолкование механизма познания в
духе мистического эмпиризма представляют старое
знание в новом освещении.
Отвлеченный рационализм в самой постановке проблемы
знания породил эту оторванность от бытия, но сам рационализм был более чем ошибкой сознания, был тяжелой и общей болезнью человеческого
духа.
Гносеология требует жизненного оправдания, т. е. оправдания перед полной и цельной жизнью
духа, а не перед какой-нибудь дисциплиной
знания вроде психологии или метафизики.
— К черту этакое
знание! — крикнул Бычков. — Народ нужно знать по его
духу, а в вицмундире его не узнают.
— Желаниям человека нет меры, его сила — неисчерпаема! Но мир все-таки еще очень медленно богатеет
духом, потому что теперь каждый, желая освободить себя от зависимости, принужден копить не
знания, а деньги. А когда люди убьют жадность, когда они освободят себя из плена подневольного труда…
После этого каждого скачущего улана может осенить
дух святой!» — подумал он; но тут, как нарочно, пришел ему на память апостол Павел, который тоже ехал на коне, когда услышал глас с небеси: «Савле, Савле, что мя гониши?» — «Удивительно и непонятно», — повторял мысленно Аггей Никитич, а вместе с тем ему ужасно хотелось спросить, что неужели и Мартын Степаныч участвовал в этом кружке; но, по деликатности своей, он не сделал того и погрузился в грустные размышления о своих скудных
знаниях и о своем малопонимании.
— Я — не один… нас много таких, загнанных судьбой, разбитых и больных людей… Мы — несчастнее вас, потому что слабее и телом и
духом, но мы сильнее вас, ибо вооружены
знанием… которое нам некуда приложить… Мы все с радостью готовы прийти к вам и отдать вам себя, помочь вам жить… больше нам нечего делать! Без вас мы — без почвы, вы без нас — без света! Товарищи! Мы судьбой самою созданы для того, чтоб дополнять друг друга!
В это время Бенни посетила тяжелая болезнь и нищета, к которой он привел себя предшествовавшим своим поведением и из которой, упав
духом, не мог выбиться до самой высылки его, по решению сената, за русскую границу в качестве «англичанина». Средства, к которым Артур Бенни прибегал для того, чтобы, имея некоторый талант и
знания, при отменной трезвости и добросовестности в работе, доходить порой до неимения хлеба и носильного платья, были самые оригинальные.
Поблекли мечты, основанные на раздраженной фантазии, чрез посредство которой
дух прорывался к
знанию; но зато действительность просветлела, взор проникает глубоко и видит, что нет тайны, которую хранили бы сфинксы и грифы, что внутренняя сущность готова раскрыться дерзающему.
В начале жизни человек не знает этого и думает, что жизнь его в его теле. Но чем больше он живет, тем больше он узнает, что настоящая его жизнь — в
духе, а не в теле. Вся жизнь человека в том, чтобы всё больше и больше узнавать это.
Знание же дается нам легче и вернее всего страданиями тела. Так что именно страдания тела делают жизнь нашу такою, какою она должна быть: духовною.
Теперь у них все было благополучно, и они явились на помощь к нам во всеоружии своей духовной мощи и
знаний и с запасом потребных лекарств. Но более всего полезен был их мощный
дух, присутствие которого сразу изменяло весь ход и настроение нашей жизни.
Только в мышлении достигается «то тожество, при котором
знание полагает в своем объекте себя для себя», оно «есть
дух, разум, опредмеченный для самого себя» (121).
Рассуждая же в восходящем направлении (ανιόντες), скажем, что она не есть душа, или ум, не имеет ни фантазии, ни представления, ни слова, ни разумения; не высказывается и не мыслится; не есть число, или строй, или величина, или малость, или равенство, или неравенство, или сходство, или несходство; она не стоит и не движется, не покоится и не имеет силы, не есть сила или свет; не живет и не есть жизнь; не сущность, не вечность и не время; не может быть доступна мышлению; не ведение, не истина; не царство и не мудрость; не единое, не единство (ένότης), не божество, не благость, не
дух, как мы понимаем; не отцовство, не сыновство, вообще ничто из ведомого нам или другим сущего, не есть что-либо из не сущего или сущего, и сущее не знает ее как такового (ουδέ τα οντά γινώσκει αυτόν ή αΰθή εστίν), и она не знает сущего как такового; и она не имеет слова (ουδέ λόγος αυτής εστίν), ни имени, ни
знания; ни тьма, ни свет; ни заблуждение, ни истина; вообще не есть ни утверждение (θέσις), ни отрицание (αφαίρεσις); делая относительно нее положительные и отрицательные высказывания (των μετ αύτη'ν θέσεις καί οίραιρε'σεις ποιούντες), мы не полагаем и не отрицаем ее самой; ибо совершенная единая причина выше всякого положения, и начало, превосходящее совершенно отрешенное от всего (абсолютное) и для всего недоступное, остается превыше всякого отрицания» (καί υπέρ πασαν αφαίρεσιν ή υπεροχή των πάντων απλώς οίπολελυμένου και έιε' κείνα των όλων) (de mystica theologia, cap.
И можно, конечно, обманывать себя надеждой, что, миновав путь «феноменологии сознания» [Точнее, «Феноменология
духа», о которой сам Гегель писал следующее: «В «Феноменологии
духа» я представил сознание в его поступательном движении от первой непосредственной противоположности между ним и предметом до абсолютного
знания» (Гегель.
Едва ли какой-либо другой
дух настолько закален в огне чисто субстанциального
знания, как Я. Беме...
Ими овладели похоть
знания, получаемого помимо любви к Богу и богосознания, похоть плоти, ищущей телесных услаждений независимо от
духа, похоть власти, стремящейся к мощи помимо духовного возрастания.
Религия есть
знание абсолютного
духа о себе чрез посредство конечного
духа [Недаром Гегель сочувственно цитирует своего мистического предшественника в имманентизме Мейстера Эккегарта: «Das Auge, mit dem mich Gott sieht, ist das Auge, mit dem ich ihn sehe, mein Auge und sein Auge ist eins.
Одному дается
Духом слово мудрости, другому слово
знания тем же
Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различие
духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
Но Бог, открывающийся в Софии, являет Себя в триипостасности Своей как Творец, Бог-Отец, Логос и
Дух Святый животворящий; животворением же дается и
знание себя осуществленным в своей идее, ее ощутившей как живую, действующую силу космоса, победу в хаосе.
— Эти книги теперь очень редки, — заметила Марья Ивановна. — Иные можно купить разве на вес золота, а пожалуй, и дороже. А иных и совсем нельзя отыскать. Сам Бог их послал тебе… Вижу перст Божий… Святый
дух своею благостью, видимо, ведет тебя на путь истинного
знания, к дверям истинной веры… Блюди же светильник, как мудрая дева, не угашай его в ожидании небесного жениха.
Но всего замечательнее, — и это необходимо еще раз подчеркнуть, — не только сознание неизбежности не убивало в этих людях самостоятельного почина, но даже вполне определенное
знание божеского решения и божеской угрозы не останавливало их перед тем, чтобы действовать по велениям собственного
духа, хотя бы и вопреки божеской воле.
К чему тогда весь летописный труд, архивы, к чему сама история и жажда
знаний, когда всего этого позднейший человек не в состоянии будет усвоивать? а что он будет не в состоянии — это верно», — и… — опять головная боль, досада и беспокойное томление до полного упадка
духа.
Дух в своей борьбе создает научное
знание о природе, создает технику и экстериоризируется, объективируется, попадая в рабскую зависимость от собственной экстериоризации и объективации.
В философских и гуманитарных
знаниях, в исследованиях явлений
духа такой практической плодотворности нет.
— «Здоровье доставать»… Как вы будете здоровье доставать? — возразил Андрей Иванович. — Тогда нужно отказаться от
знания, от развития; только на фабрике двенадцать часов поработать, — и то уж здоровья не достанешь… Нет, я о таких девушках очень высоко понимаю. В чем душа держится, кажется, щелчком убьешь, — а какая сила различных стремлений, какой
дух!
Как хозяин Некрасов был гостеприимен, умно-ласков, хотя веселым он почти никогда не бывал. Некоторая хмурость редко сходила с его лица, а добродушному тону разговора мешала хрипота голоса. Но когда он бывал мало-мальски в
духе, он делался очень интересным собеседником, и все его воспоминания, оценки людей, литературные замечания отличались меткостью, своеобразным юмором и большим
знанием жизни и людей.
Такие сектанты, при тогдашнем малом
знании и понимании
духа русского раскола, почитались «опасными и особенно вредными».
Это есть объективный, универсальный
дух, источник общеобязательного
знания универсалий.
Религия есть
знание божественного
духа о себе через конкретный
дух, т. е. через человека.
Знание о
духе отличается от
знания об объективной природе, оно иного качества.
Дух аристократизма, а по-тогдашнему — барства высшего круга, веял над этим семейством. Блестящее, по тогдашнему времени, воспитание,
знание французкого языка, напудренные головы, фижмы — все резко отличало семейство Похвисневых даже среди других аристократических семейств первопрестольной столицы.
Его творчество есть
знание, наука о
духе, Миросозерцание Достоевского прежде всего в высшей степени динамическое, и в этой динамичности я и хочу его раскрыть.
Достоевский на своем
знании человеческого
духа основывает свои предвидения.
Недоучившись в университете, где рамки программы стесняли, по его словам, богатырский полет его
духа, а рутина преподавания лишь тормозила его на пути приобретения
знаний, нужных для человека и «гражданина» — он особенно любил это слово и всегда подчеркивал его — желающего служить своему родному народу, Мечев отдался самообразованию и действительно был ходячею энциклопедиею отрывочных и поверхностных, но за то самых разнообразных
знаний.
И так далее, и «в коем уде кiй бес живет, где пребывает и как страсть воздвизает», и «как оные
духи входят овогда чувственно некако, а овогда же входят и исходят чувственне некако», и «како противу им человеку подобает нудитеся…» И все эти науки мы превзошли и
знания получили; но кроме того владыка и сам меня призывал и почасту учил меня по-латыни, и я — право, такой понятный хлопец был, что мы не только какого-нибудь там Корнелия Непота переводили, а еще, бывало, сам он читал мне свои переводы, которые делал из Овидия!..