Неточные совпадения
— Я думаю, — продолжал он, — что эта попытка спиритов объяснять свои чудеса какою-то новою
силой — самая неудачная. Они прямо говорят о
силе духовной и хотят ее подвергнуть материальному опыту.
— Нет, я ведь сказал: под кожею. Можете себе представить радость сына моего? Он же весьма нуждается в
духовных радостях, ибо
силы для наслаждения телесными — лишен. Чахоткой страдает, и ноги у него не действуют. Арестован был по Астыревскому делу и в тюрьме растратил здоровье. Совершенно растратил. Насмерть.
— «Русская интеллигенция не любит богатства». Ух ты! Слыхал? А может, не любит, как лиса виноград? «Она не ценит, прежде всего, богатства
духовного, культуры, той идеальной
силы и творческой деятельности человеческого духа, которая влечет его к овладению миром и очеловечению человека, к обогащению своей жизни ценностями науки, искусства, религии…» Ага, религия? — «и морали». — Ну, конечно, и морали. Для укрощения строптивых. Ах, черти…
В этом
духовном недуге и
духовной войне есть круговая порука всех, и никто не в
силах отклонить от себя последствия внутреннего зла, внутреннего убийства, в котором все мы жили.
Вся ненормальность и болезненность
духовного состояния нашего общества особенно почувствовалась, когда началась мировая война, потребовавшая напряжения всех
сил, не только материальных, но и
духовных.
Еще более приходится признать, что в
духовной жизни германского народа, в германской мистике, философии, музыке, поэзии были великие и мировые ценности, а не один лишь культ
силы, не один призрачный феноменализм и пр.
Война мира славянского и мира германского не есть только столкновение вооруженных
сил на полях битвы; она глубже, это —
духовная война, борьба за господство разного духа в мире, столкновение и переплетение восточного и западного христианского мира.
Творчество ценностей
духовной культуры совсем не пропорционально государственной и экономической
силе первенствующих стран.
Все оценки меняются в зависимости от того, все ли определяется экономикой и классом или действуют и
духовные, моральные и интеллектуальные
силы.
Но это — трусливый и маловерный национализм, это — неверие в
силу русского духа, в несокрушимость национальной
силы, это — материализм, ставящий наше
духовное бытие в рабскую зависимость от внешних материальных условий жизни.
Свободные граждане не могут спекулировать, утаивать продукты первой необходимости и т. п. во время великого испытания
духовных и материальных
сил России.
Силы народа, о котором не без основания думают, что он устремлен к внутренней
духовной жизни, отдаются колоссу государственности, превращающему все в свое орудие.
Во всем мире, во всем христианском человечестве должно начаться объединение всех положительных
духовных, христианских
сил против
сил антихристианских и разрушительных.
Через
духовное в себе начало человек не подчинен природе и независим от нее, хотя природные
силы могут его убить.
Духовный подъем, нравственная
сила и воодушевление ныне обнаруживаются в патриотическом деле служения родине, в защите родины до смерти.
Собственно мистический характер зодчество теряет с веками Восстановления. Христианская вера борется с философским сомнением, готическая стрелка — с греческим фронтоном,
духовная святыня — с светской красотой. Поэтому-то храм св. Петра и имеет такое высокое значение, в его колоссальных размерах христианство рвется в жизнь, церковь становится языческая, и Бонаротти рисует на стене Сикстинской капеллы Иисуса Христа широкоплечим атлетом, Геркулесом в цвете лет и
силы.
После ее приезда в Москву вот что произошло со мной: я лежал в своей комнате, на кровати, в состоянии полусна; я ясно видел комнату, в углу против меня была икона и горела лампадка, я очень сосредоточенно смотрел в этот угол и вдруг под образом увидел вырисовавшееся лицо Минцловой, выражение лица ее было ужасное, как бы одержимое темной
силой; я очень сосредоточенно смотрел на нее и
духовным усилием заставил это видение исчезнуть, страшное лицо растаяло.
Но если сознание греховности есть неизбежный момент
духовного пути, который мне очень свойствен, то исключительная отдача себя этому сознанию и бесконечное углубление в него приводит к подавленности и к ослаблению жизненной
силы.
Но я сделал огромное
духовное напряжение, собрал все свои
силы и попросил слова.
А представляло оно собой местное церковное управление из крупных
духовных чинов — совет, и мелких чиновников, которыми верховодил секретарь — главная
сила, которая влияла и на совет.
— Совершенно верно: когда подписывает
духовную в качестве свидетеля священник, то совершенно достаточно двух подписей, а без священника нужно три. И ваше завещание имеет сейчас такую же
силу, как пустой лист бумаги.
Наступает
духовная зрелость человека, когда он в
силах будет вместить откровение Св.
«Будет ли и когда будет у нас это
духовное преобразование, по которому и все земное мы стали бы разуметь по Христу; все гражданские порядки были бы нами и понимаемы и сознательно выдерживаемы в
силе и смысле благодатных порядков».
Дюрталь не в
силах сам справиться с религиозными противоречиями своей больной души, он ищет
духовного водительства.
Итак, если в Англии суеверие
духовное не в
силах было наложить на разум тяжкую узду ценсуры, возложена она суеверием политическим.
— У нас требы исправляют по древлеотеческому чину старцы,
духовный отец… Не женское это дело. А молиться никому нельзя воспретить: и за живых молимся и за умерших. По своей
силе душу свою спасаем.
…Примите это произведение, как оно есть, и ожидайте скоро ящики, которые будут лучше сделаны. Тут не будет препятствия со стороны духовенства, которого влияния я не в
силах уничтожить. [Произведение — церковный образ Михаила-архангела, написанный туринским художником-любителем; он же разрисовывал ящички, которые не подлежали разрешению или запрету
духовной цензуры.]
В тесной комнате рождалось чувство
духовного родства рабочих всей земли. Это чувство сливало всех в одну душу, волнуя и мать: хотя было оно непонятно ей, но выпрямляло ее своей
силой, радостной и юной, охмеляющей и полной надежд.
Но это
духовное насилие не могло и не в
силах было расстроить меня совершенно.
В этой-то горести застала Парашку благодетельная особа. Видит баба, дело плохо, хоть ИЗ села вон беги: совсем проходу нет. Однако не потеряла, головы, и не то чтобы кинулась на шею благодетелю, а выдержала характер. Смекнул старик, что тут
силой не возьмешь — и впрямь перетащил мужа в губернский; город, из
духовного звания выключил и поместил в какое-то присутственное место бумагу изводить.
Просмотрев составленную камер-юнкером бумагу, он встал с своего кресла, и здесь следовало бы описать его наружность, но, ей-богу, во всей фигуре управляющего не было ничего особенного, и он отчасти походил на сенаторского правителя Звездкина, так как подобно тому происходил из
духовного звания, с таким лишь различием, что тот был петербуржец, а сей правитель дел — москвич и, в
силу московских обычаев, хотя и был выбрит, но не совсем чисто; бакенбарды имел далеко не так тщательно расчесанные, какими они были у Звездкина; об ленте сей правитель дел, кажется, еще и не помышлял и имел только Владимира на шее, который он носил не на белье, а на атласном жилете, доверху застегнутом.
А потому деятельность этих властей не может быть приятна богу и потому и власти эти не могли быть установлены богом и должны быть низвергнуты не
силою, но
духовным возрождением людей.
Заблуждение это пагубно тем, что оно заставляет людей, пренебрегая основной
силой своей жизни — своей
духовной деятельностью, — переносить всё свое внимание и энергию на деятельность насилия поверхностную, праздную и большею частью вредную.
— Да, да, — тихий! Мы все живём в тихом бунте против
силы, влекущей нас прочь от родного нам, наша болезнь — как это доказано одним великим умом — в разрыве умственной и
духовной сущности России, горе нашей души в том, что она сосуд, наполняемый некой ядовитой влагой, и влага эта разъедает его! О, несчастная Русь!
«Оканчивая воспоминания мои о жизни, столь жалостной и постыдной, с горем скажу, что не единожды чувствовал я, будто некая
сила, мягко и неощутимо почти, толкала меня на путь иной, неведомый мне, но, вижу, несравнимо лучший того, коим я ныне дошёл до смерти по лени
духовной и телесной, потому что все так идут.
Когда человек при виде нравственного страдания или опасности, угрожающей здоровью и жизни любимого существа, страдает сам всеми
силами своей души, забывая сон, покой и пищу, забывая всего себя, когда напрягаются нервы, возвышается его
духовная природа — тогда нет места требованиям и нет места мелочным вниманиям, заботам и угождениям.
— И этого нет, потому что и в пороках есть своя обязательная хронология. Я не хочу сказать, что именно я лучше — все одинаковы. Но ведь это страшно, когда человек сознательно толкает себя в пропасть… И чистота чувства, и нетронутость
сил, и весь
духовный ансамбль — куда это все уходит? Нельзя безнаказанно подвергать природу такому насилию.
Не слабонервный страх, а какой-то ужас
духовный охватывает ее при мысли о вражде человеческой, о
силе и разрушении.
Эта красота тихая, скромная, далекая от всяких притязаний на какую бы то ни было торжественность, величие и
силу своего обаяния: она задумчива, трогательна, является как бы только вместилищем заключенной в ней красоты
духовной.
Под старость, до которой Крылушкин дожил в этом же самом домике, леча больных, пересушивая свои травы и читая
духовные книги, его совсем забыли попрекать женою, и был для всех он просто: «
Сила Иваныч Крылушкин», без всякого прошлого. Все ему кланялись, в лавках ему подавали стул, все верили, что он «святой человек, божий».
Работы было много, но и
сил было много у Евгения —
сил и физических и
духовных.
«Смерть есть важная и великая работа натуры. Она не что иное, как то, что дух, понеже есть легче, тоньше и гораздо проницательнее тех стихий, коим отдан был под власть, но и самой электрической
силы, то он химическим образом чистится и стремится до тех пор, пока не ощутит равно
духовного себе места…» и т. д. [См. «Покоящийся Трудолюбец», 1785, III ч. Москва.].
Папа, раб рабов божиих, смиренный пастырь, отец
духовный, — стяжал богатства и материальные
силы.
— Началась, — говорит, — эта дрянная и недостойная разума человеческого жизнь с того дня, как первая человеческая личность оторвалась от чудотворной
силы народа, от массы, матери своей, и сжалась со страха перед одиночеством и бессилием своим в ничтожный и злой комок мелких желаний, комок, который наречён был — «я». Вот это самое «я» и есть злейший враг человека! На дело самозащиты своей и утверждения своего среди земли оно бесполезно убило все
силы духа, все великие способности к созданию
духовных благ.
Общественное сознание пробудилось, всякий принес свою лепту на общее дело, всякий напрягал свои
силы для поражения гидры гражданских злоупотреблений, и заслуженный успех доблестных деятелей, явившихся глашатаями правды и добра, ясно доказал зрелость нашей общественной среды и ее горячее сочувствие ко всем
духовным интересам народа.
Оба они были люди предобрые и пользовались в городе большою известностью, а притом обладали как замечательными
силами физическими, так и дарами
духовными.
Дворник Алексеич оберегал архиерейские дачи и в
силу этого факта считался особой
духовного звания, даже с монашеским оттенком.
И Меркулов шепчет вслед за ходом часов: «Тягота, тягота…» Странная
духовная связь есть между этими часами и ночным бодрствованием Меркулова: точно оба они — одни в казарме — осуждены какой-то жестокой
силой тоскливо отсчитывать секунды и томиться долгим одиночеством.
Загоскину не нужно было творчества; он черпал из себя, из своей собственной
духовной природы, и подобно Мирошеву не знал, что он сделал и даже не оценил после: он признавался мне, что этот его роман немножко скучноват, что он писал его так, чтобы потешить себя описанием жизни самого простого человека; но я думаю, что нигде не проявлялся с такой
силою талант его, как в этом простом описании жизни простого человека.
С легкой руки Дробыша, пустившего карикатурное изображение мальчика в лапсердаке и патынках, — младшего Менделя прозвали цадиком [Цадик (др. — евр. — праведник) — у набожных евреев —
духовный наставник, которому приписывается особая чудодейственная
сила.].