Что представляет собою молитва по своему «трансцендентальному» составу? прежде всего, устремление всех
духовных сил человека, всей человеческой личности к Трансцендентному: всякая молитва (конечно, искренняя и горячая, а не внешняя только) осуществляет веление: transcende te ipsum [Превзойди себя самого (лат.) — тезис философии Августина (Об истинной религии XXXIX, 72)].
«С какими стихиями она соединена первоначально, в тех пребывает и по разрушении, как бы поставленная стражем своей собственности, и по тонкости и удобоподвижности
духовной силы не оставляет собственно ей принадлежащего при растворении этого с однородным, не подвергается никакой ошибке при раздроблении на мелкие части стихий, но проницает собственные свои, смешанные с однородными, и не ослабевает в силах, проходя с ними, когда разливаются во вселенной, но всегда остается в них, где бы и как бы ни устрояла их природа.
Неточные совпадения
Вера есть, быть может, наиболее мужественная
сила духа, собирающая в одном узле все душевные энергии: ни наука, ни искусство не обладают той
силой духовного напряжения, какая может быть свойственна религиозной вере.
С этим адогматизмом людей беспринципных и равнодушных не о чем разговаривать: они ниже догмата и ниже религии, и, хотя в
силу количественного своего преобладания они задают теперь тон в общественном мнении, за ними не стоит ни
духовной мощи, ни идейного содержания.
При данном состоянии мира и человека мировая душа действует как внешняя закономерность космической жизни, с принудительностью физического закона [Эту софийность души мира, или общую закономерность всего сущего, стремится постигать и так называемый оккультизм, притязающий научить не внешнему, но внутреннему «
духовному» восприятию
сил природы.
Но почему бы человеку, даже при
духовной двуполости, ему свойственной, или именно в
силу ее, не остаться тем двуполо-бесполым существом, «андрогином» [Об «андрогинах» см.: «Пир» Платона (189 d — 193 d) (Платон.
Пол, нераздельно связанный с сексуальностью, дает огонь жизни, а потому есть положительная и благая
сила (отсюда понятно всеобщее инстинктивное отвращение к «половым аномалиям» или просто половой бездарности, физическому и
духовному кастратству).
Ангелы, при всей своей
духовной высоте и близости к Богу, суть служебные духи, άγγελοι, представляющие
силу Божества, Его волю.
Ангелы же не имеют сопряженного тела (συνεξευγμένον σώμα ουκ εχουσι), почему не имеют его и в подчинении уму» (с. 1165). «
Духовная природа ангелов не имеет такой же энергии жизни, ибо она не получила образованного Богом из земли тела с тем, чтобы принять для этого и жизнетворящую
силу» (col. 1140).
И первую чету Бог наделил благословением на царство в мире, на умножение
сил духовных и на размножение.
В греховном состоянии человека личное начало есть непроницаемость, в
силу которой оно совершенно заполняет собой
духовное пространство, и из занятой им точки выталкивается всякая другая личность.
Полагая магизм в основу своих отношений к миру, к земле, к плоти, прародители затемнили и ослабили в себе естественную свою софийность, в
силу которой Адаму была присуща власть над миром как богоносному и богоприемлющему существу, — не как предмет вожделения и самостоятельная цель, но как одно из проявлений его
духовной высоты и святости.
Этим, однако, не предполагается в нем пассивность и расслабленность человеческой стихии: для достойного приятия теургического акта требуется
духовное трезвение, молитвенное горение, собранность всех
сил духовных.
Но тем самым от него требуется напряженность и человеческих
сил (недаром священство, как и левитство, требует неповреждённости физической и
духовной), ибо человек, вступающий на чреду ангельского служения, остается все-таки самим собой, принужден для этого напрягать именно свою человечность.
Творческим усилием здесь является напряжение всех
сил духовного существа в одном порыве к Богу: transcende te ipsum [См. прим. 52 к «Введению».].
Напротив, соблазн этот получил
силу в западной церкви благодаря притязаниям папизма в области не только
духовной, но и светской власти.
Христианская же любовь знает и очистительную
силу страданий, а, напротив, довольство, «удовлетворение наибольшего числа потребностей», согласно гедонистическому идеалу счастья, для нее явилось бы
духовным пленом у князя мира сего.
Он чувствовал, что, кроме благой
духовной силы, руководившей его душой, была другая, грубая, столь же или еще более властная сила, которая руководила его жизнью, и что эта сила не даст ему того смиренного спокойствия, которого он желал.
Атеизм Химика шел далее теологических сфер. Он считал Жофруа Сент-Илера мистиком, а Окена просто поврежденным. Он с тем пренебрежением, с которым мой отец сложил «Историю» Карамзина, закрыл сочинения натурфилософов. «Сами выдумали первые причины,
духовные силы, да и удивляются потом, что их ни найти, ни понять нельзя». Это был мой отец в другом издании, в ином веке и иначе воспитанный.
Неточные совпадения
— Я думаю, — продолжал он, — что эта попытка спиритов объяснять свои чудеса какою-то новою
силой — самая неудачная. Они прямо говорят о
силе духовной и хотят ее подвергнуть материальному опыту.
— Нет, я ведь сказал: под кожею. Можете себе представить радость сына моего? Он же весьма нуждается в
духовных радостях, ибо
силы для наслаждения телесными — лишен. Чахоткой страдает, и ноги у него не действуют. Арестован был по Астыревскому делу и в тюрьме растратил здоровье. Совершенно растратил. Насмерть.
— «Русская интеллигенция не любит богатства». Ух ты! Слыхал? А может, не любит, как лиса виноград? «Она не ценит, прежде всего, богатства
духовного, культуры, той идеальной
силы и творческой деятельности человеческого духа, которая влечет его к овладению миром и очеловечению человека, к обогащению своей жизни ценностями науки, искусства, религии…» Ага, религия? — «и морали». — Ну, конечно, и морали. Для укрощения строптивых. Ах, черти…
В этом
духовном недуге и
духовной войне есть круговая порука всех, и никто не в
силах отклонить от себя последствия внутреннего зла, внутреннего убийства, в котором все мы жили.
Вся ненормальность и болезненность
духовного состояния нашего общества особенно почувствовалась, когда началась мировая война, потребовавшая напряжения всех
сил, не только материальных, но и
духовных.