Неточные совпадения
Это не жизнь дикарей, грязная, грубая, ленивая и буйная, но и не царство жизни
духовной: нет следов просветленного
бытия.
Национализм может лишь утверждать и развивать то природно-историческое народное
бытие, в глубине которого может загореться мессианская идея, как молния, сходящая с
духовного неба.
Мы верим, что последняя и окончательная победа в
бытии должна принадлежать
духовной силе, а не материальному насилию.
Человек встречается с Богом не в
бытии, о котором мыслят в понятиях, а в духе, в
духовном опыте.
Нам, русским, необходимо
духовное воодушевление на почве осознания великих исторических задач, борьба за повышение ценности нашего
бытия в мире, за наш дух, а не на почве того сознания, что немцы злодеи и безнравственны, а мы всегда правы и нравственно выше всех.
У него два лика: один обращен к охранению, к закрепощению национально-религиозного быта, выдаваемого за подлинное
бытие, — образ
духовной сытости, а другой лик — пророческий, обращенный к граду грядущему, — образ
духовного голода.
Историческая борьба есть борьба за
бытие, а не за прямолинейную справедливость, и осуществляется она совокупностью
духовных сил народов.
Оправдание России в мировой борьбе, как и всякой страны, всякого народа, может быть лишь в том, что внесет в мир большие ценности, более высокого качества
духовную энергию, чем Германия, притязания которой на мировое владычество она отражает, что своим неповторимым индивидуальным духом она подымает человечество на более высокую ступень
бытия.
Но всякому мессианскому служению должна предшествовать положительная национальная работа,
духовное и материальное очищение, укрепление и развитие нашего национального
бытия.
Глубже
бытия духовное существование или
духовная жизнь, которой принадлежит примат над
бытием.
Раз, в бесконечном
бытии, не измеримом ни временем, ни пространством, дана была некоему
духовному существу, появлением его на земле, способность сказать себе: «Я есмь, и я люблю».
Основная метафизическая идея, к которой я пришел в результате своего философского пути и
духовного опыта, на котором был основан этот путь, это идея примата свободы над
бытием.
Религиозная тема. Религиозный характер русской философии. Разница между богословием и религиозной философией. Критика западного рационализма. Философские идеи Киреевского и Хомякова. Идея соборности. Владимир Соловьев. Эротика. Интуиция всеединства.
Бытие и сущее. Идея богочеловечества. Учение о Софии. «Смысл любви». Религиозная философия Достоевского и Л. Толстого. Русская религиозная мысль в
духовных академиях. Архиепископ Иннокентий. Несмелов. Тареев.
Бытие состоит из
духовных существ, и «материя» есть лишь определенное соотношение этих существ и их определенное состояние.]
Предпосылкой гносеологии является не психология и биология, а изначальная, от познающего не зависящая реальность
бытия и
духовной жизни.
Вот почему религиозное восстановление
духовной цельности в познании есть не порабощение познающего разума, а его освобождение, раскрытие ему путей к истине, к
бытию.
Но этой частной и элементарной правдой нельзя утолить
духовного голода на высших и сложных ступенях человеческого
бытия.
— Такая же, как между всякой философией и религией: первая учит познавать сущность вещей посредством разума, а религия преподает то, что сказано в божественном откровении; но путь в достижении того и другого познания в мистицизме иной, чем в других философских системах и в других вероучениях, или, лучше сказать, оба эти пути сближены у мистиков: они в своей философии ум с его постепенным ходом, с его логическими выводами ставят на вторую ступень и дают предпочтение чувству и фантазии, говоря, что этими
духовными орудиями скорее и вернее человек может достигнуть познания сущности мирового
бытия и что путем ума человек идет черепашьим шагом, а чувством и созерцанием он возлетает, как орел.
Начатки
духовной жизни во Христе бывают слабы: Христос рождается в яслях от бедной, горькой Марии; одне высшие
духовные силы нашего
бытия, ангелы и мудрые Востока, знают небесное его достоинство; могут однакоже и низшие душевные силы, пастыри, ощутить сие рождение, если оне бдят и примечают.
Гениальность есть творческая инициатива, обретение новых тем, задач и возможностей, это —
духовный взлет в «умное место», где зрятся вечные идеи, молния, проницающая кору мирового
бытия.
Августин, который говорит: «Хотя мир
духовный (ангелов) превыше времени, потому что, будучи сотворен прежде всего, предваряет и сотворение самого времени; несмотря, однако ж, на то, превыше его господствует вечность самого Творца, от Которого и он чрез сотворение получил свое начало если не по времени, которого не было еще, то по условию
бытия своего.
Только через то, что она несказанным образом нисходит в сущее, становится она постижима для
духовного ока как таковая, и она же одна обретается во всем как
бытие, есть, была и будет быть.
— Это
духовная баня. Вот истинная, настоящая баня паки
бытия, вот истинное крещение водою и духом, — говорила Дуне Марья Ивановна, показывая на обливающихся потом Божьих людей.
Жалкий трус!! Я промолчал. Он любил ее. Она любила страстно его… Я должен был убить его, потому что любил больше жизни ее. Я любил ее и ненавидел его. Он должен был умереть в эту страшную ночь и заплатить смертью за свою любовь. Во мне кипели любовь и ненависть. Они были вторым моим
бытием. Эти две сестры, живя в одной оболочке, производят опустошение: они —
духовные вандалы.
В результате долгого
духовного и умственного пути я с особенной остротой сознал, что всякая человеческая личность, личность последнего из людей, несущая в себе образ высшего
бытия, не может быть средством ни для чего, в себе имеет экзистенциальный центр и имеет право не только на жизнь, отрицаемое современной цивилизацией, но и на обладание универсальным содержанием жизни.
Социализация, распространённая на глубину существования, на
духовную жизнь, есть торжество das Man, [Das Man — термин, предложенный М. Хайдеггером (в работе «
Бытие и время») и обозначающий, как писал сам философ, «субъекта повседневности, предписывающего ей способ
бытия».
Правда не на стороне метафизики понятий, не на стороне онтологии, имеющей дело с
бытием, правда на стороне
духовного познания, имеющего дело с конкретной
духовной жизнью и выражающего себя символами, а не понятиями.
Человек поставлен в своем
духовном и в своем познавательном пути не перед
бытием, что совершенно не первично и означает уже рационализацию, а перед истиной, как тайной существования.
Красота есть прорыв, она дается
духовной борьбой, но это прорыв не к вечному, неподвижному миру идей, а к миру преображенному, который достигается человеческим творчеством, к миру небывшему, не к «
бытию», а к свободе.
Вина тут лежит не на познании, которое есть положительная ценность, а на
духовном состоянии мира и человека, на разобщенности и раздоре в самом
бытии.
Правда лишь в персоналистической, драматической мистике и философии, и на своей вершине она должна быть символикой жизни и
духовного пути, а не системой понятий и идей, восходящих до верховной идеи
бытия.
Познание есть
духовная активность в
бытии.
Христианская этика вообще и этика творчества в частности не приемлет материалистического миросозерцания, основанного на господстве количества и отрицании качества, требующего уравнения по низшему, не допускает метафизики равенства, истребляющего
бытие, т. е. метафизики антиперсоналистической, отрицающей личность и ее
духовную жизнь.
Познание предполагает не идеальное, внечеловеческое
бытие и совершенную пассивность человека, впускающего в себя предмет познания, мир сущностей (Wesenheiten), а человека, не психологического, а
духовного человека и его творческую активность.
Если мы возвысимся до
духовного понимания познания, то нам станет ясно, что познание есть акт, через который с самим
бытием что-то происходит, приходит его просветление.
Тоска и ужас связаны, но ужас ближе к тайне
бытия, чем тоска, ужас
духовнее, тоска же душевнее.
Духовная же жизнь совсем не противоположна жизни душевной и телесной и совсем не отрицает ее, а означает вступление их в иной план
бытия, приобретение ими высшей качественности, движение к высотам, к тому, что есть сверх-жизнь, сверх-природа, сверх-бытие, сверх-Божество.
Именно математическая физика, самая совершенная из наук, дальше всего отстоит от тайн
бытия, ибо тайны эти раскрываются только в человеке и через человека, в
духовном опыте и
духовной жизни.
Для них все выброшено наружу, для них нет
духовной жизни, она есть лишь эпифеномен,
бытие плоское, двухмерное — нет измерения глубины.
Духовная жизнь начинает определяться отношением к «
бытию», которое есть уже продукт мысли и несет на себе печать символики понятий.
Когда
духовная жизнь определяется в отношении
бытию, то она определяется в отношении к объекту.
Дух есть в-себе-бытие и самое трансцендирование, с которым связана
духовная жизнь, не есть выбрасывание вовне.
Соборное «мы» имманентно людям, означает пронизанность их духовностью, выход их в
духовный план
бытия.
Натурализмом я называю всякую метафизику, которая познает
бытие как объект, как «природу», хотя бы то была
духовная природа.
Духовные ценности раскрываются в историческом
бытии.
И все исторические теократии, дохристианские и христианские, были принудительными, были всегда смещением двух планов
бытия, двух порядков, небесного и земного,
духовного и материального, церковного и государственного.
Церковь была не столько
духовной, сколько душевно-телесной, выявленной на физическом плане
бытия.
Германец склонен видеть столкновение Бога и дьявола, света и тьмы на периферии
бытия, но когда он идет в глубину
духовной жизни, то видит там Бога, созерцает свет — полярность исчезает.
Детерминизм есть неизбежная форма природного
бытия, т. е. и
бытия человека как природного существа, хотя бы причинность в человеке была
духовной, а не физической.
Путь святости — трудный путь подвига и требует необычайной силы
духовной, отречения от низших сфер
бытия.