Неточные совпадения
— Была у нее нелепая
идея накопить денег и устроить где-то
в Сибири нечто
в духе Роберта Оуэна…
— «Западный буржуа беднее русского интеллигента нравственными
идеями, но зато его
идеи во многом превышают его эмоциональный строй, а главное — он живет сравнительно цельной духовной жизнью». Ну, это уже какая-то поповщинка! «Свойства русского национального
духа указуют на то, что мы призваны творить
в области религиозной философии». Вот те раз! Это уже — слепота. Должно быть, Бердяев придумал.
Как нарочно, я был
в ту секунду
в преглупом состоянии
духа: я замыслил большую
идею и, плюнув, быстро встал и отошел, не захотев даже спорить и подарив ему красненькую.
В мировой борьбе народов русский народ должен иметь свою
идею, должен вносить
в нее свой закал
духа.
Русское национальное самосознание должно полностью вместить
в себя эту антиномию: русский народ по
духу своему и по призванию своему сверхгосударственный и сверхнациональный народ, по
идее своей не любящий «мира» и того, что
в «мире», но ему дано могущественнейшее национальное государство для того, чтобы жертва его и отречение были вольными, были от силы, а не от бессилия.
Когда
в прошлом философы говорили о врожденных
идеях, то, благодаря статическому характеру их мышления, они плохо выражали истину об активном
духе в человеке и человеческом познании.
В сложном отношении к «германской
идее» стоит Ницше, который по
духу своему и по крови не был чистым германцем.
Он презирает всякие «
идеи», всякий логос, всякую активность и сопротивляемость
духа в отношении к душевному и жизненному процессу.
Идея, смысл раскрывается
в личности, а не
в коллективе, и народная мудрость раскрывается на вершинах духовной жизни личностей, выражающих
дух народный.
В самый трудный и ответственный час нашей истории мы находимся
в состоянии идейной анархии и распутицы,
в нашем
духе совершается гнилостный процесс, связанный с омертвением мысли консервативной и революционной,
идей правых и левых.
Никто
в те времена не отрекся бы от подобной фразы: «Конкресцирование абстрактных
идей в сфере пластики представляет ту фазу самоищущего
духа,
в которой он, определяясь для себя, потенцируется из естественной имманентности
в гармоническую сферу образного сознания
в красоте».
Он с большим сочувствием читал мою книгу «
Дух и реальность» и очень хорошо написал обо мне
в своей книге о Ш. Пеги, он видел
в моей
идее об объективации некоторое родство с Пеги, что лишь отчасти верно.
По Чичерину можно изучать
дух, противоположный русской
идее, как она выразилась
в преобладающих течениях русской мысли XIX
в.
Атеизм может быть экзистенциальным диалектическим моментом
в очищении
идеи Бога, отрицание
духа может быть очищением
духа от служебной роли для господствующих интересов мира.
Зачем заботиться о приобретении познаний, когда наша жизнь и общество
в противоборстве со всеми великими
идеями и истинами, когда всякое покушение осуществить какую-нибудь мысль о справедливости, о добре, о пользе общей клеймится и преследуется, как преступление?» «Везде насилия и насилия, стеснения и ограничения, — нигде простора бедному русскому
духу.
Если Сын Божий есть Логос бытия, Смысл бытия,
идея совершенного космоса, то
Дух есть абсолютная реализация этого Логоса, этого Смысла, воплощение этой
идеи не
в личности, а
в соборном единстве мира, есть обоженная до конца душа мира.
Глубокая и неискоренимая противоположность существует между философским рационализмом и религиозным реализмом: философский рационализм не выходит из круга
идей, мышления, интеллектуальности, рассудочности, религиозный реализм живет
в царстве бытия, реальностей, целостной жизни
духа.
Земной
дух человечества, пошедшего по пути змия, загипнотизировал человека заманчивой
идеей прогресса и грядущего
в конце прогресса земного рая, и так обольщен был человек, что не заметил безумия своего служения прогрессу и своего подчинения счастливцам грядущего рая.
Дух восстанавливает творение по
идее Бога, по Логосу, соборно утверждает бытие
в Боге, собирает разорванные и порабощенные грехом части творения.
Ругательство возведено было у них
в науку; старались взять не столько обидным словом, сколько обидным смыслом,
духом,
идеей — а это утонченнее, ядовитее.
Поэтому человеческому
духу кажется, что отдельное существо, ограниченное пределами пространства и времени, совершенно соответствует своему понятию, кажется, что
в нем вполне осуществилась
идея, а
в этой определенной
идее вполне осуществилась
идея вообще.
Ничипоренко знакомился
в своем третьеклассном вагоне направо и налево, «разрушал предрассудки», «обрывал сентиментальность», «проводил
идею» и вообще был
в своей сфере и
в своем любимом
духе.
Софьей слух о его сумасшествии. Слышится уже не острый, ядовитый сарказм,
в который вставлена верная, определенная
идея, правда, — а какая-то горькая жалоба, как будто на личную обиду, на пустую или, по его же словам, «незначущую встречу с французиком из Бордо», которую он,
в нормальном состоянии
духа, едва ли бы заметил.
Через что исполняются наши родительские наставления, прежде данные Ее Высочеству».] искала Она правил мудрой Политики, и часто, облокотись священною рукою на бессмертные страницы
Духа законов, раскрывала
в уме Своем
идеи о народном счастии, предчувствуя, что Она Сама будет творцом оного для обширнейшей Империи
в свете!..
Возвратившись
в Англию, Овэн
в 1839 году с горстью приверженцев, оставшихся верными его
идеям, предпринял было еще попытку основать колонию
в духе тех же начал, как были основаны Нью-Лэнэрк, Нью-Гармони и Орбистон. Собрана была довольно значительная сумма, и
в Соутэмптоне положено начало колонии, названной Гармони-Голль. Но все условия были слишком неблагоприятны на этот раз, и
в 1845 году все предприятие рушилось.
Вмиг
в голове у меня загорелась
идея… да, впрочем, это был только миг, менее чем миг, как вспышка пороха, или уж переполнилась мера, и я вдруг теперь возмутился всем воскресшим
духом моим, да так, что мне вдруг захотелось срезать наповал всех врагов моих и отмстить им за все и при всех, показав теперь, каков я человек; или, наконец, каким-нибудь дивом научил меня кто-нибудь
в это мгновение средней истории,
в которой я до сих пор еще не знал ни аза, и
в закружившейся голове моей замелькали турниры, паладины, герои, прекрасные дамы, слава и победители, послышались трубы герольдов, звуки шпаг, крики и плески толпы, и между всеми этими криками один робкий крик одного испуганного сердца, который нежит гордую душу слаще победы и славы, — уж не знаю, случился ли тогда весь этот вздор
в голове моей или, толковее, предчувствие этого еще грядущего и неизбежного вздора, но только я услышал, что бьет мой час.
«Насколько, — говорит тот же автор, —
идея общины природна русскому народу и осуществляется во всех проявлениях его жизни, настолько противен его нравам корпорационный муниципальный
дух, воплотившийся
в западном мещанстве» (Тегоборский «О производительных силах России», т. 1).
Другие приняли участие
в ссоре, — почему? — не потому, чтобы имели собственные, эгоистические причины драться между собою, — нет! — но по бескорыстному влечению помогать поссорившимся, — это
идея самоотверженной любви к ближним,
в славянском
духе — и если муж Агнесы Ростиславовны пал
в этой борьбе, он пал страдальцем за высокую
идею славянского братства.
Она бесцеремонно тыкала на них указательным пальцем, поясняя, что «это, мол, дураки-постепеновцы, а этот — порядочный господин, потому что „из наших“, а тот — подлец и шпион, потому что пишет
в газете, которая „ругает наших“, а кто наших ругает, те все подлецы, мерзавцы и шпионы; а вот эти двое — дрянные пошляки и тупоумные глупцы, потому что они оба поэты, стишонки сочиняют; а этот профессор тоже дрянной пошляк, затем что держится политико-экономических принципов; а тот совсем подлец и негодяй, так как он читает что-то такое о полицейских и уголовных законах,
в духе вменяемости, тогда как вообще вся
идея вменяемости есть подлость, и самый принцип права,
в сущности, нелепость, да и вся-то юриспруденция вообще самая рабская наука и потому вовсе не наука, и дураки те, кто ею занимаются!»
Определив личность как симптом ущемленное»
духа телом, Древе без труда справляется с этим призраком рационализма и совершенно отвергает
идею личности
в применении к существу абсолютно духовному.
Но Бог, открывающийся
в Софии, являет Себя
в триипостасности Своей как Творец, Бог-Отец, Логос и
Дух Святый животворящий; животворением же дается и знание себя осуществленным
в своей
идее, ее ощутившей как живую, действующую силу космоса, победу
в хаосе.
Таковы были эти два лица: моя мать и Альтанский, на которых я смотрел как на образцы. Имея одни и те же симпатии и антипатии, они, однако, ни
в чем не могли сойтись, как скоро доходило до дела, и при горячей любви друг к другу и взаимном уважении к одним и тем же принципам и
идеям они отвращались от всякого взаимодействия
в духе этих
идей.
И есть только один путь, который раскрыт человеку, путь верности до конца
идее «человека», путь вхождения
в царство
духа,
в которое войдет и преображенная природа.
Основной вопрос познания вовсе не есть познание
идей о Боге, а познание Самого Бога, т. е. познание
в духе и самого
духа.
Я говорил уже
в первой главе, что проблема человека не может быть подменена ни проблемой субъекта, трансцендентального сознания, ни проблемой души, психологического сознания, ни проблемой
духа, ни проблемой идеальных ценностей,
идей добра, истины, красоты и пр.
Идеализм, как он выразился
в германской метафизике, не знает личности, признает ее лишь функцией мирового
духа и
идеи и потому совсем не восприимчив
в трагедии смерти.
Философски я могу познавать лишь свои собственные
идеи, делая
идеи Платона или Гегеля своими собственными
идеями, т. е. познавая из человека, а не из предмета, познавая
в духе, а не
в объектной природе.
Когда Клагес видит
в возникновении сознания, интеллекта,
духа декаданс жизни, болезнь, он,
в сущности, выражает на языке науки и философии древнее сказание о грехопадении и утере рая, но натурализирует
идею рая и думает, что он возможен
в мире падшем.
Смысл же любви, ее
идея и принцип есть победа над падшей жизнью пола,
в которой личность и
дух превращены
в орудие безличного рода и достигается дурная бесконечность вместо вечности.
Не может быть философии о чужих
идеях, о мире
идей, как предмете, как объекте, философия может быть лишь о своих
идеях, о
духе, о человеке
в себе и из себя, т. е. интеллектуальным выражением судьбы философа.
Это видно
в судьбе творческих гениев и творческом движении
духа в истории,
в историческом развитии,
в судьбе пророчества и святости
в мире,
в судьбе всех озарений, всех интуиций, всех первородных
идей.
Человеческая личность и ее вечная судьба приносятся
в жертву
идее, ценности, мировому
духу, мировому разуму и т. п.
Барский, военный и чиновничий круг, населяющий
в Киеве квартал Липки, весьма далек от университета и вообще интеллигенции, и
в нем держится особый, сословно-бюрократический
дух, скорее враждебный просветительным и передовым
идеям, чем наоборот.
Без систематической школы по части теории музыки он быстро овладел этой премудростью; а своими вкусами, оценками,
идеями в духе народнического реализма — также быстро поднялся до роли центрального руководителя нашей новой музыкальной школы. Тогда прозвище"Могучая кучка"не было еще пущено
в ход. Оно взято было из фельетона Кюи, но уже позднее.
Я не помню, чтобы мы зачуяли какие-нибудь особенные настроения, чтобы вольный
дух сказывался
в направлении
идей и
в тоне разговоров.
В нем сидела,
в сущности, как поляки говорят,"шляхетная"натура. Он искренно возмущался всем, что делалось тогда
в высших сферах — и
в бюрократии, и среди пишущей братии — антипатичного, дикого, неблаговидного и произвольного. Его тогдашний либерализм был искреннее и прямолинейнее, чем у Зарина и, тем более, у Щеглова.
Идеями социализма он не увлекался, но
в деле свободомыслия любил называть себя"достаточным безбожником"и сочувствовал
в особенности польскому вопросу
в духе освободительном.
Но очень характерно для раскола русской культуры, что и большевики, и меньшевики, и все деятели революционного социального движения вдохновлялись совсем не теми
идеями, которые господствовали
в верхнем слое русской культуры, им была чужда русская философия, их не интересовали вопросы
духа, они оставались материалистами или позитивистами.
Я держусь гораздо более радикальных религиозных
идей, чем живоцерковники, и более их верю
в новую творческую эпоху
в христианстве,
в новое излияние
Духа Св. на человека.
В идее бесклассового, трудового общества,
в котором каждый работает для других и для всех, для сверхличной цели, не заключается отрицания Бога,
духа, свободы и даже наоборот, эта
идея более согласна с христианством, чем
идея, на которой основано буржуазное капиталистическое общество.
Дух не может быть детерминирован и миром
идей в платоновском смысле.