Неточные совпадения
Вместе с тем признавалось
абсолютное значение естественного права, которое происходит от
Бога.
Мы не должны относительному воздавать то, что надлежит воздавать лишь
абсолютному, т. е. мы должны кесарево воздавать кесарю, а Божье —
Богу.
Встреча и общение с
Богом возможно не как общение с
Абсолютным, для которого не может быть другого, не может быть отношения, не с
Богом апофатической теологии, а с конкретным личным
Богом, имеющим отношение к другому.
Духа, приведет к
абсолютной гармонии в
Боге.
Перво-Божество есть Сверх-Сущее; в Нем дано
абсолютное тождество Единого и Троичного; оно не есть один из Трех, подобно
Богу Отцу.
Как к бытию вообще, так и к бытию
абсолютному, бытию Божьему нельзя прийти, нельзя доказать
Бога, можно только изойти от
Бога, изначально открыть
Бога в себе.
Возможно ли сознательно преодолеть персидский дуализм, манихейское допущение двух
богов, двух равносильных начал, и пантеистический монизм, отвергающий
абсолютное различие между добром и злом, видящий в зле лишь несовершенство частей, лишь недостаточное добро?
Ведь и в философии сущего
абсолютное становится в творческом акте, но
абсолютное — и сущее,
Бог — жив.
Соблазн змииного, люциферианского знания не потому греховен, что знание греховно, а потому, что соблазн этот есть незнание, так как знание
абсолютное дается лишь слиянием с
Богом.
Соблазн манихейского дуализма, соблазн увидеть два равносильных начала бытия, двух
богов, в том и коренится, что
абсолютное и относительное рассматривают в одной плоскости, как соотносительные и конкурирующие силы.
Зло не есть самобытное и
абсолютное начало бытия, зло есть творение, отпавшее от
Бога и обоготворившее себя и свои силы.
Относительно все, что вне
Бога и против
Бога, не лежит в одной плоскости с
абсолютным Божеством и не представляет никакой самостоятельной плоскости.
Таблица умножения мудрее,
абсолютнее древнего
Бога: она никогда — понимаете: никогда — не ошибается.
Migne, 36, 152).], и, творя мир,
Абсолютное полагает себя как
Бога.
В этом смысле энергия Божия во всяком своем проявлении, как действие Божие, неотделимое от
Бога, но являемое твари, есть
Бог в творении, само Абсолютное-Трансцендентное.
И по христианской вере внутритроичная жизнь Божества,
Бог в себе, представляет
абсолютную, недоведомую тайну для всякой твари.
Исходная антиномия:
Абсолютное —
Бог в космологии получает выражение: всеблаженный и самодовлеющий
Бог — Творец мира.
Абсолютное тем самым делается
Богом и из безусловно
Абсолютного становится относительно
Абсолютным, или
Абсолютным для относительного, которое является постольку как бы зеркалом абсолютности божественной.
Мировое все в положительной основе своей божественно, мир пребывает в
Боге, поскольку
Абсолютное все в себе объемлет.
Между миром и
Богом лежит
абсолютное, непреодолимое для мира расстояние, которое, если и преодолевается, то незакономерно, прерывно, свободно, чудесно, благодатно.
Если мир не сотворен, но диалектически возникает в
абсолютном и ему единосущен, то он, следовательно, вечен и субстанциален в своей основе; с другой же стороны, и
бог здесь не абсолютен и самоосновен в своем бытии, но рождается или происходит в
абсолютном Ничто-все.
Насколько нельзя допустить в вечности или
абсолютном какого бы то ни было процесса, протекающего во времени, нового становления и возникновения, настолько же невозможно говорить и о теогоническом процессе, ибо в
Боге все предвечно сверх — есть, и в отношении к твари и для твари возможна лишь теофания.
И, однако, в то же время нельзя сказать, что
Бог есть причина мира, ибо это значило бы превратить
абсолютное в относительное, поставив трансцендентное в имманентно-непрерывный ряд причин и следствий, истолковать отношения между
Богом и миром в смысле причинной, механической зависимости, в силу которой каждое последующее с необходимостью вытекает из предыдущего.
И в то же время в религии человек узнает
Бога, относительное зрит
Абсолютное, а тем самым и себя находит в
Абсолютном, ибо нет ничего вне
Абсолютного, иначе последнее ограничивалось бы относительным и не было бы
Абсолютным.
Бог, как знает Его «отрицательное богословие», —
Абсолютное НЕ, совершенно трансцендентен миру и всякому бытию, но, как
Бог, Он соотносителен миру, причастен бытию, есть.
Рядом со сверхбытийно сущим
Абсолютным появляется бытие, в котором
Абсолютное обнаруживает себя как Творец, открывается в нем, осуществляется в нем, само приобщается к бытию, и в этом смысле мир есть становящийся
Бог.
В
Боге же не может быть места этому раздвоению, Он есть «μονάς»,
абсолютная единица, в Нем субъект и объект мышления совпадают.
Бог-Творец есть для него лишь определенная и охраниченная ступень в
Абсолютном и, в сущности, не
Бог, а некий демиург, космическая ипостась
Абсолютного.
Мало того, им же утверждается на высшей и предельной ступени та основная антиномия, которая лежит вообще в основе религиозного самосознания: неразрывное двуединство трансцендентного и имманентного, премирность
Абсолютного и откровение
Бога в мире.
Бог не был бы
Богом, и
Абсолютное было бы не
абсолютным, а относительным, если бы наряду с Ним, но вне Его был бы вне-бог или противобог.
Он не исчерпывается никаким что, не определяется никаким определением, но есть, как и
Бог,
абсолютное не-что.
В этом смысле христианство есть
абсолютная религия, ибо именно в нем до конца обнажается основная религиозная антиномия и изживается с наибольшей остротой: здесь ощущается и совершенная близость
Бога, но и с тем большей силой чувствуется Его удаленность.
Поэтому всякое нечто:
бог ли или человек, небо или ад, ангелы или демоны, — имеет одну природу или сущность, как в системе Спинозы единая
абсолютная субстанция существует в бесконечном множестве атрибутов и модусов.
Бог, не только образ (Gestalt)
Бога, но
Бог как
абсолютная личность [Philos. der Offenb., I.
Бог же волен ввести себя в трагический процесс мировой истории, в себе и для себя оставаясь от него свободным, поэтому в самом
Абсолютном нет места трагедии, которая коренится в противоборстве раздробленных сил относительного бытия.
Разумеется, философия неизбежно стремится при этом к
абсолютному, к всеединству, или к Божеству, насколько оно раскрывается в мышлении; в конце концов и она имеет своей единственной и универсальной проблемой —
Бога, и только
Бога, она тоже есть богословие, точнее — богоискание, богоисследование, богомышление.
Иначе говоря,
Абсолютное трансцендентное полагает Себя
Богом, а следовательно, принимает в Себя различение
Бога и мира, и в нем человека.
Абсолютное в сотворении мира или, лучше сказать, самым актом этого сотворения порождает и
Бога.
— Между
Богом и тварью,
Абсолютным и относительным, легло ничто.
Безусловное отрицание всех определений, всякого да, вечное и
абсолютное НЕ ко всему, ко всякому что полагается
Абсолютным как единственное его определение:
Бог есть НЕ-что (и НЕ-как, и НЕ-где, и НЕ-когда, и НЕ-почему).
Между
Абсолютным и относительным пролегает грань творческого да будет, и поэтому мир не представляет собой пассивного истечения эманации
Абсолютного, как бы пены на переполненной чаше, но есть творчески, инициативно направленная и осуществленная эманация [Иногда различие между творением и эманацией пытаются связывать с противоположностью свободы и необходимости в
Боге.
Религия возможна лишь постольку, поскольку трансцендентное Божество, неизреченная и недомыслимая тайна, открывается человеку и
Абсолютное становится для человека
Богом (ибо, по выражению Ньютона, Deus est vocatio aequivoca [
Бог есть призыв равного к равному (лат...
Моста логического между трансцендентным или
Абсолютным и имманентным или
Богом нет никакого: здесь
абсолютный Malus, бездонная бездна.
Поэтому, хотя и прав остается Парменид, что в
Абсолютном, как пребывающем выше бытия, не существует и небытия, но
Бог, полагая относительное, т. е. бытие, косвенно дает бытие и небытию.
«Исходным пунктом является
абсолютная свобода
Бога в мироздании.
Открываясь твари,
Бог совлекается
абсолютной трансцендентности Своей и проявляется в своем действии для твари, в благодати или (пользуясь выражением догматических споров XIV века) энергии Своей.
Это определение как будто теряет свою силу тогда, когда атеизм отрицает существование
бога и вместе с тем, как буддизм, остается чрезвычайно интенсивной религией; но нетрудно распознать, что эта видимость проистекает лишь из предвзятого реалистического взгляда на существо божие, которое не подходит к буддийскому
абсолютному иллюзионизму.
Бог как
Абсолютное следовательно, самодовлеющее или вседовольное, всеблаженное существо, не может иметь ни прибыли, ни убыли, такое допущение тотчас низвело бы
Бога до смешения с миром, привело бы к миробожию или «монизму».
В недрах своего духа сознает человек метафизические последствия этого (если можно так выразиться) события в
Абсолютном, сотворения мира
Богом, в двойственности своей природы, в своей абсолютно-относительности.
Бог как
Абсолютное совершенно трансцендентен миру, есть НЕ-что.