Цитаты из русской классики со словом «эсхатология»
Сравнительный анализ
эсхатологии и хилиазма (учение о предстоящем тысячелетнем царстве Божием) Булгаков произвел в своем исследовании «Апокалиптика и социализм» (см.: Булгаков С. Н. Два града. М., 1911.
Учение о прогрессе, о смысле истории неизбежно предполагает благодатное завершение истории, конечный исход, конец истории, ту или иную
эсхатологию; в
эсхатологии — пафос религии прогресса, душа ее.
Мистика славянская — по преимуществу апокалипсическая, связанная с временами и сроками всемирной истории, с конкретным воплощением, с
эсхатологией.
Есть личная
эсхатология, личный апокалипсис и есть историческая
эсхатология, исторический апокалипсис.
Возможна секуляризованная
эсхатология, которая обоготворяет не вечную жизнь, а жизнь будущего.
С ним связано и древнее учение о перевоплощении души — одна из немногих попыток понять судьбу души в ее прошлом и будущем, в ее генезисе и в ее
эсхатологии.
Между теократической идеей и
эсхатологией существует противоположность.
Мысли Достоевского и Толстого на грани
эсхатологии, как и всякое революционное мышление.
Мы увидим, что это есть совершенно ложное понимание
эсхатологии, понимание конца, как не имеющего никакого экзистенциального значения.
Последний затемняет религиозное сознание не только уединенных мыслителей, но и народных масс, мистически оторванных от земли: таковы социалисты, ставшие жертвою неистовой и слепой лжеэсхатологии, по исступленности своей напоминающей мессианические чаяния еврейства в христианскую эру [О соотношении социализма,
эсхатологии и хилиазма см. в статье Булгакова «Апокалиптика и социализм» (Два града. М., 1911.
Но в силу этой завершенности сделалась тем яснее вся ложность экономической
эсхатологии, лишь по-новому воспроизводящей старый иудейский мессианизм, прельщение царством от мира сего.
Эсхатология противоречива, и эсхатологическая мысль выходит из сферы, в которой царит закон тождества.
Христианская
эсхатология была приспособлена к категориям этого мира, ко времени этого мира и истории, она не вышла в иной эон.
Отсюда понятна принципиальная возможность и даже необходимость
эсхатологии [От греч. eschatos — последний и logos — учение — учение о «конце света» и втором пришествии Иисуса Христа.
Учение Вл. Соловьева о богочеловечестве, доведенное до конца, должно бы привести к активной, а не пассивной
эсхатологии, к сознанию творческого призвания человека в конце истории, которое только и сделает возможным наступление конца мира и второе пришествие Христа.
Нельзя отрицать, что библейское, иудаистическое сознание подверглось персидским влияниям в своей
эсхатологии, и сама идея дьявола и его царства в христианском сознании имеет персидский источник.
Можно подумать, что у Л. Толстого нет
эсхатологии, что его религиозная философия, монистическая и близкая к индусской, не знает проблемы конца мира.
Техника имеет свою
эсхатологию, обратную христианской, — завоевание мира и организацию жизни без Бога и без духовного перерождения человека.
Хотя многие пророчества одной стороной действительно имеют такое предостерегающее значение (как в примере с пророчеством Ионы о гибели Ниневии, отмененной Богом в виду раскаяния ее жителей) [Эпизод, рассказанный в 3‑й главе Книги пророка Ионы.], сводить к этому самое их существо означало бы обессиливать христианскую
эсхатологию и принципиально отвергать возможность апокалипсиса.
Но раскрывается
эсхатология гуманизма как серединного царства, и это более всего раскрывается русской мыслью.
Этот элемент мстительной
эсхатологии очень силен в книге Эноха, он есть и в христианском Апокалипсисе, он есть у блаженного Августина, у Кальвина и многих других.
Этика неизбежно переходит в
эсхатологию и в ней разрешается.
Эсхатология обозначает символическую объективацию трагедии сознания.
Только христианская
эсхатология разрешает проблему прогресса и проблему страдания.
Мир возникает в абсолютном с необходимостью, как тень его, но в этом мире не творится никакого свершения, онтологически в нем нет истории и нет
эсхатологии.
Нерелигиозная
эсхатология питалась религиозными пророчествами, вывернутыми наизнанку или взятыми частично.
В настоящей работе основные идеи этого исследования получают дальнейшее развитие и углубление, а также рассматриваются и те вопросы, которые преднамечены были для второй части «Философии хозяйства» (именно этика и
эсхатология хозяйства).
В традиционной христианской
эсхатологии есть ужасная сторона.
У русской революционной интеллигенции, исповедовавшей в большинстве случаев самую жалкую материалистическую идеологию, казалось бы, не может быть
эсхатологии.
В
эсхатологии есть что-то революционное, извещение о конце серединного буржуазного царства.
Он мало общего имеет с монашески-аскетической
эсхатологией и во многом ей противоположен.
Эсхатология должна быть свободна от оптимизма и пессимизма, порождаемых рационализацией.
Это остро ставит проблему отношения
эсхатологии и истории.
Эсхатология Н. Федорова резко отличается от
эсхатологии Вл. Соловьева и К. Леонтьева, и правда на его стороне, ему принадлежит будущее.
И я в течение долгого времени пытаюсь усовершенствовать мое понимание
эсхатологии.
Я всегда думал, что обе
эсхатологии неразрывно между собой связаны.
Эсхатология есть внутри процесса жизни.
Соловьева все-таки прежде всего есть
эсхатология суда.
В апокалиптической литературе, начиная с книги Эноха, меня очень отталкивала мстительная
эсхатология, резкое разделение людей на добрых и злых и жестокая расправа над злыми и неверными.
Теперь нужно поставить эту тему в перспективу
эсхатологии.
Имеет ли хозяйство не только историю, но и
эсхатологию, не может ли оно себя перерасти, перейдя в сверххозяйство, так что окончится хозяйственный зон истории («Vorgeschichte» [Предыстория (нем.).
Эсхатология бросает обратный свет на всю нашу жизнь.
Итак, хозяйство на своем собственном пути не имеет
эсхатологии, и, когда пытается вступить на ее путь, оно впадает в лжеэсхатологию, гонится за призраком, обманчивым и лживым.
Все рациональные
эсхатологии кошмарны.
Извращенная
эсхатология у революционной интеллигенции.
Необходимо объяснить, что я понимаю под
эсхатологией.
Это — пассивная, не активная и не творческая
эсхатология.
Понимание же
эсхатологии у меня активно-творческое, а не пассивное.
Нужно творчески-активно понимать
эсхатологию.
Синонимы к слову «эсхатология»
Предложения со словом «эсхатология»
- Христианская эсхатология обещает, конечно же, леденящую кровь вселенскую катастрофу, но ведь в ходе неё раз и навсегда восторжествует высшая справедливость.
- Эти геополитические теории тоже прекрасно ложатся на географическую карту православной эсхатологии.
- Именно поэтому они играли такую важную роль в любой попытке возродить политическую эсхатологию.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «эсхатология»
Какой бывает «эсхатология»
Значение слова «эсхатология»
ЭСХАТОЛО́ГИЯ, -и, ж. Религиозное учение о конце мира, о конечных судьбах мира и человека. Христианская эсхатология. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЭСХАТОЛОГИЯ
Дополнительно