Цитаты из русской классики со словом «имманентность»
В теургии христианская трансцендентность претворяется в
имманентность, и через теургию достигается совершенство.
Лосский признает только
имманентность бытия знанию, для него действительность непосредственно присутствует в акте познания, но он нисколько не отрицает бытия трансцендентного, само бытие у него вне субъекта и до субъекта.
Коренное различие между философией и религией заключается и том, что первая есть порождение деятельности человеческого разума, своими силами ищущего истину, она имманентна и человечна и в то же время она воодушевлена стремлением перерасти свою
имманентность и свою человечность, приобщившись к бытию сверхприродному, сверхчеловечному, трансцендентному, божественному; философия жаждет истины, которая есть главный и единственный стимул философствования.
Духовность и есть
имманентность божественного человеческому, но
имманентность не означает тождества, снимающего всякое различие.
Именно объективированное трансцендентное и оставляет в
имманентности сознания.
Никто в те времена не отрекся бы от подобной фразы: «Конкресцирование абстрактных идей в сфере пластики представляет ту фазу самоищущего духа, в которой он, определяясь для себя, потенцируется из естественной
имманентности в гармоническую сферу образного сознания в красоте».
Поэтому путь Достоевского есть путь духовной
имманентности, а не трансцендентности.
Лосский горячий и крайний сторонник
имманентности всякого знания; для него знание есть вхождение действительности в познающего, и потому трансцендентность знания есть внутреннее противоречие,
имманентность объекта знания субъекту знания и само знание — одно и то же.
Отсюда начинается возможность определений Бога как имманентно-трансцендентного, выступившего из своей трансцендентности и абсолютности своей в
имманентность и некий дуализм.
Самой выдающейся чертой мистики Эккегарта является то, что отрицательное богословие в связи с учением об Abgeschiedenheit, сливающей мир и человека с Богом, приводит его к признанию не трансцендентности Бога, но максимальной Его
имманентности: черта между Богом и тварью совершенно стирается, различие их преодолевается в превышающем его единстве [В связи с учением об отрешенности Эккегарт развивает свое важнейшее учение о Gott и Gottheit, о чем в след, отделе.]. Но об этом ниже.
Современный имманентизм утверждает не
имманентность познания бытию, а
имманентность бытия познанию.
Всякое проявление творчества, каковым является творческий акт, насколько он закрепляется в продукте, всякое выхождение духа из трансцендентности в
имманентность, совершенно его не исчерпывает.
Зиммель хочет показать, что Микеланджело преодолел дуализм языческой
имманентности и христианской трансцендентности.
Полная трансцендентность предмета мышлению делала бы его вполне невозможным как объект мышления, или окончательно немыслимым; полная же его адекватность мышлению свидетельствовала бы о полной его
имманентности: в божественном разуме, в котором мышление и бытие совпадают в едином акте, нет и не может быть антиномий, болезненных разрывов и hiatus'oв [Пропасть, зияние (лат.).], составляющих естественное свойство разума человеческого.
Другое возражение Аристотеля против теории идей опирается не на чрезмерную зависимость идей от мира явлений или их полную ему
имманентность, но на такую уже трансцендентность идей, которая сама по себе не может объяснить ни бытия, ни становления.
Истинный имманентизм должен прежде всего признать
имманентность познания бытию и возможность творческого развития к высшим состояниям духовности, которые представляются трансцендентными данному состоянию бытия.
В иудействе и язычестве с наибольшей силой противопоставились две антиномически сопряженные стороны религиозного сознания, оба его полюса: трансцендентность и
имманентность Бога миру, и только христианство было в силах чрез боговоплогцение «примирить» (по слову ап. Павла) расколовшееся религиозное самосознание.
Объективирующее сознание остается в замкнутом круге
имманентности, сколько бы оно ни утверждало объективность трансцендентного.
Это изменение структуры сознания есть также изменение понимания отношения между
имманентностью и трансцендентностью.
Истинный христианский трансцендентизм означает трансцендентность «мира» человеку и
имманентность Бога человеку.
В разных диалогах Платона подчеркивается и раскрывается по преимуществу то одна, то. другая сторона идеализма — трансцендентность идей миру или их
имманентность.
На всем творчестве Возрождения лежит печать бурного столкновения противоположных начал, вечной борьбы христианской трансцендентности и языческой
имманентности, романтической незавершенности и классической завершенности.
После Христа и связанного с Ним космического изменения человеческой природы нет уже целостного возврата к Античности, к языческой
имманентности.
Есть ли этот «мир» единственный, а его
имманентность абсолютно замкнутая, или же существуют иные «миры», трансцендентностью своей облекающие нашу
имманентность и — о, ужас! — в нее врывающиеся?
Каким бы философским утонченностям ни подвергалось это определение, практически, в непосредственном чувстве жизни, дана некоторая мера
имманентности, актуальной и потенциальной.
Тем не менее оно роковым образом остается погружено в свою субъективность именно тогда, когда должно возвыситься над миром и над собой, — акт, трансцендентный по замыслу и по смыслу, остается замкнутым в
имманентности.
Находится ли что поверх или вне бытия, мы не можем знать имманентным сознанием, ибо бытие есть самое общее определение
имманентности, недаром имманентизм разных оттенков одинаково провозглашает формулу идеализма: esse = percipi, sein = Bewusstsein [Быть <значит> быть воспринимаемым (лат.); бытие = сознание (нем.).].
Всякая
имманентность Трансцендентного, прикосновение Божества, есть акт, поистине чудесный и свободный, акт милости и любви, но не закономерности и необходимости.
Когда утверждали
имманентность Бога и духа истории, то это, в сущности, приводило к консервативным результатам.
Мистиков постоянно подозревали и обвиняли в имманентизме, т. е. в признании
имманентности Бога, и божественного душе.
Путь освобождения лежит по ту сторону традиционной
имманентности и трансцендентности.
Кроме того, они соотносительны: если один полюс соответствует трансцендентности, на другом помещается
имманентность, но и наоборот.
Это любовь человека к Богу исключительно и ради самого Бога, это спасение от самого себя, от данности своей, от
имманентности своей, это — ненависть к себе, которая есть любовь к Богу.
Синонимы к слову «имманентность»
Предложения со словом «имманентность»
- Пустыня, вообще говоря, есть место духовного подвижничества, освобожденности от плена материального мира, а равно умозрительных понятий как раз там, где есть только чистая имманентность материи.
- Как уже говорилось, пустыня по самой своей природе не может не опустошаться, отсутствовать в себе и, следовательно, превосходить себя в собственной имманентности.
- При наложении карта в силу имманентности не изменяет картируемое, а скорее проявляет его свойства.
- (все предложения)
Значение слова «имманентность»
Дополнительно