Цитаты из русской классики со словом «церковь»
Католики утверждают, что св. дух непрерывно действовал в их иерархии; православные утверждают, что тот же св. дух непрерывно действовал в их иерархии; ариане утверждали, что св. дух действовал в их иерархии (утверждали это с таким же правом, с каким утверждают это теперь царствующие
церкви); всякого рода протестанты: лютеране, реформаты, пресвитерьяне, методисты, сведенборгианцы, мормоны утверждают, что св. дух действует только в их собраниях.
Церковь для нас не есть
церковь поместная, национальная, не есть даже
церковь православная в историческом смысле этого слова, но
Церковь Вселенская, католическая,
Церковь космическая, хотя и неразрывно связанная с священным преданием, священством и таинствами.
— Единоверцы — старообрядцы, соединившиеся с православной
церковью, но совершавшие богослужение по старопечатным церковным книгам и придерживавшиеся старинных религиозных обрядов.
Я могу признавать, что конституционная религия протестантизма несколько посвободнее католического самодержавия, но принимать к сердцу вопрос об исповедании и
церкви не могу; я вследствие этого наделаю, вероятно, ошибок и уступок, которых избежит всякий самый пошлый бакалавр богословия или приходский поп.
Торжество началось молитвой. В придворной
церкви служили обедню и молебен с водосвятием. Мы на хорах присутствовали при служении. После молебна духовенство со святой водою пошло в Лицей, где окропило нас и все заведение.
Бывали Мартин Бубер, Боналоти, отлученный от
церкви католический священник.
Уставщик раскольничьего молитвенного дома изъяснил, что в этом заключается ересь новой
церкви, и без всякого труда приобщил к своей секте несколько овец из соборного стада.
— Да чего тут, — продолжал он: — поп в приходе у нее… порассорилась, что ли, она с ним… вышел в Христов день за обедней на проповедь, да и говорит: «Православные христиане! Где ныне Христос пребывает? Между нищей братией, христиане, в именьи генеральши Абреевой!» Так вся
церковь и грохнула.
Но Баадер говорит о разложении и христианского Запада и ищет спасения Запада в России и православной
церкви.
Никто не знал, какой она религии, — католической, протестантской или православной; но одно было несомненно — она находилась в дружеских связях с самыми высшими лицами всех
церквей и исповеданий.
Дед водил меня в
церковь: по субботам — ко всенощной, по праздникам — к поздней обедне. Я и во храме разделял, когда какому богу молятся: всё, что читают священник и дьячок, — это дедову богу, а певчие поют всегда бабушкину.
В самое это время священник в полном облачении, неся крест на голове, предшествуемый диаконом с кадилом, образами и хоругвями и сопровождаемый огромною толпою народа, шел из
церкви для совершения водосвящения на иордани.
Свято-Русь-земля всем землям мати; на ней строят
церкви апостольские, богомольные, соборные.
За окном тяжко двигался крестный ход: обыватели города, во главе с духовенством всех
церквей, шли за город, в поле — провожать икону Богородицы в далекий монастырь, где она пребывала и откуда ее приносили ежегодно в субботу на пасхальной неделе «гостить», по очереди, во всех
церквах города, а из
церквей, торопливо и не очень «благолепно», носили по всем домам каждого прихода, собирая с «жильцов» десятки тысяч священной дани в пользу монастыря.
— Оборони, Царица Небесная, — сказал старовер и перекрестился. — Я — истинный христианин по
церкви апостольской, а он что? Нехристь. У него и души-то нет, а пар.
— Единоверцами называли старообрядцев, объединившихся с Православной
церковью и подчинившихся Синоду.] и они сожгли ее.
Несмотря на то, что по этому учению отвергались не только все обряды, иконы, но и таинства, у графини Катерины Ивановны во всех комнатах и даже над ее постелью были иконы, и она исполняла всё требуемое
церковью, не видя в этом никакого противоречия.
По совету Аграфены Ивановны Наташа говела не в своем приходе, а в
церкви, в которой, по словам набожной Беловой, был священник весьма строгой и высокой жизни.
Поселенцы говеют, венчаются и детей крестят в
церквах, если живут близко. В дальние селения ездят сами священники и там «постят» ссыльных и кстати уж исполняют другие требы. У о. Ираклия были «викарии» в Верхнем Армудане и в Мало-Тымове, каторжные Воронин и Яковенко, которые по воскресеньям читали часы. Когда о. Ираклий приезжал в какое-нибудь селение служить, то мужик ходил по улицам и кричал во всё горло: «Вылазь на молитву!» Где нет
церквей и часовен, там служат в казармах или избах.
Будучи на первом курсе, Александров с жадным вниманием слушал его поразительные лекции о римских папах эпохи Возрождения и о Савонаролле. Но теперь он читал о разрыве
церквей, об исхождении святого духа, о причастии под одним или под двумя видами, о непогрешимости пап и о соборах. Эта тема была суха, схоластична, трудно понимаема.
Все мы исповедуем христианский закон прощения обид и любви к ближнему — закон, вследствие которого мы воздвигли в Москве сорок сороков
церквей, а вчера засекли кнутом бежавшего человека, и служитель того же самого закона любви и прощения, священник, давал целовать солдату крест перед казнью».
Не за колдовство и не за богопротивные дела сидит в глубоком подвале колдун: им судия Бог; сидит он за тайное предательство, за сговоры с врагами православной Русской земли — продать католикам украинский народ и выжечь христианские
церкви.
Местную икону принесли из
церкви, священник отслужил молебен «о спасении и здравии больной».
Все они христиане, у всех медные кресты; все молятся; но говорят про них, что они не соблюдают постановлений
церкви, то есть постов.
Известно, там наши родители в землю легли; там вся наша святыня; там гробы чудотворцев, гробы благоверных князей российских и первосвятителей православной
церкви…
— Над ним заутра «Помощника и покровителя» станут петь — канон преславный, а надо мною, когда подохну, всего-то лишь «Кая житейская сладость» — стихирчик малый, [При выносе тела (из келии в
церковь и после отпевания из
церкви на кладбище) монаха и схимонаха поются стихиры «Кая житейская сладость…».
Через три дня Ольгу Порфирьевну схоронили на бедном погосте, к которому Уголок был приходом. Похороны, впрочем, произошли честь честью. Матушка выписала из города средненький, но очень приличный гробик, средненький, но тоже очень приличный покров и пригласила из Заболотья старшего священника, который и служил заупокойную литургию соборне. Мало того: она заказала два сорокоуста и внесла в приходскую
церковь сто рублей вклада на вечныевремена для поминовения души усопшей рабы Божией Ольги.
Затем, разве для полноты описания, следует упомянуть о том, что город имеет пять каменных приходских
церквей и собор. Собор славился хором певчих, содержимых от щедрот Никона Родионовича, да пятисотпудовым колоколом, каждый праздник громко, верст на десять кругом, кричавшим своим железным языком о рачительстве того же Никона Родионовича к благолепию дома божия.
Римский католицизм верует, что без всемирной государственной власти
церковь не устоит на земле, и кричит: «Non possumus!».
— Как! чтобы жиды держали на аренде христианские
церкви! чтобы ксендзы запрягали в оглобли православных христиан! Как! чтобы попустить такие мучения на Русской земле от проклятых недоверков! чтобы вот так поступали с полковниками и гетьманом! Да не будет же сего, не будет!
Священник села и попадья приняли Мисаила с большим почетом и на другой день его приезда собрали народ в
церкви. Мисаил в новой шелковой рясе, с крестом наперсным и расчесанными волосами, вошел на амвон, рядом с ним стал священник, поодаль дьячки, певчие, а у боковых дверей полицейские. Пришли и сектанты — в засаленных, корявых полушубках.
— Так. А весьма уважаемый наш писатель Серафим Святогорец говорит: «Если не верить в существование демонов, то надобно всё священное писание и самую
церковь отвергать, а за это в первое воскресенье великого поста полагается на подобных вольнодумцев анафема». Как же ты теперь чувствуешь себя, еретик?
Софрон Матвеич придет в
церковь, станет скромненько в уголок, и поп не назовет его ни истинным сыном
церкви, ни ангельского жития ревнителем и не вынесет просвиры.
Володин же вел себя степенно и крестился, сохраняя на лице глубокомысленное выражение. Он не связывал с церковными обрядами никакого иного представления, кроме того, что все это установлено, подлежит исполнению и что исполнение всех обрядов ведет к некоторому внутренному удобству: сходил в праздник в
церковь, помолился — и прав, нагрешил, покаялся — и опять прав. Хорошо и удобно, тем удобнее, что вне
церкви обо всем церковном не надо было и думать, а руководиться следовало совсем иными житейскими правилами.
Православная
церковь не признает чистилища, как римско — католическая, и поэтому решение бесповоротно, — навсегда, навеки, в бесконечность!
Как несметное множество
церквей, монастырей с куполами, главами, крестами, рассыпано на святой, благочестивой Руси, так несметное множество племен, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли.
Но я обязан был ходить в
церковь: по субботам — ко всенощной, по праздникам — к поздней обедне.
Некоторые
церкви разного исповедания открыты, и в них беспрепятственно отправляется божественная служба.
Что
церкви без священника,
Угодам без крестьянина,
То саду без помещика!
И Бога не забывали, и в свою православную
церковь ходили…
Он поспешно вошел в
церковь: священник выходил из алтаря; дьячок гасил свечи, две старушки молились еще в углу; но Дуни в
церкви не было.
— А в Кирилловой книге [Кириллова книга — изданный в 1644 году в Москве сборник статей, направленных против католической
церкви; название получил по первой статье сборника, связанной с именем Кирилла Иерусалимского.] сказано, — отозвался из угла скитский старец: — «Да не будем к тому младенцы умом, скитающися во всяком ветре учения, во лжи человеческой, в коварстве козней льщения. Блюдем истинствующие в любви».
Он любил эту
церковь и старинные в ней образа, большею частию без окладов, и старого священника с дрожащею головой.
В девять часов утра заблаговестили к обедне, и все потянулось к новой каменной
церкви, построенной Кирилом Петровичем и ежегодно украшаемой его приношениями.
Когда Нагибин привез из города известие, что и дом и все в доме готово, в Гарчиках, в деревенской
церкви, совершился самый скромный обряд венчания.
Но опровержение Лутером власти папской, отделение разных исповеданий от римския
церкви, прения различных властей в продолжение Тридесятилетней войны произвели много книг, которые явилися в свет без обыкновенного клейма ценсуры.
В нескольких верстах от моей деревни находится большое село Шумихино, с каменною
церковью, воздвигнутой во имя преподобных Козьмы и Дамиана.
Она еще в институте была набожна (законоучитель, указывая на нее, говорил: вот истинная дщерь
церкви!), а теперь эта наклонность еще более усилилась, ибо у нее есть предмет для молитв.
Церковь, при которой схоронили Арину Петровну, принадлежала к числу бедных; штукатурка местами обвалилась и обнажила большими заплатами кирпичный остов; колокол звонил слабо и глухо; риза на священнике обветшала.
Он пошел к Вере, но ее не было дома. Марина сказала, что барышня ко всенощной пошла, но только не знала, в какую
церковь, в слободе или в деревенский приход на гору.
Ассоциации к слову «церковь»
Синонимы к слову «церковь»
Предложения со словом «церковь»
- Владыка православной церкви русской, святители московские, все пастыри духовные – старцы, поседевшие в подвигах веры, трудах и молитвах, – у ног десятилетнего ребёнка!..
- – Заклинаю вас верностью вашего вассального подчинения… вашей преданностью святой католической церкви… сейчас же… сейчас же покажите её мне!
- Сотни христианских церквей находятся в самых разных уголках страны.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «церковь»
Значение слова «церковь»
ЦЕ́РКОВЬ, -кви, род. мн. -кве́й, дат. -ква́м, ж. 1. Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности. Православная церковь. Католическая церковь. Отделение церкви от государства. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЦЕРКОВЬ
Афоризмы русских писателей со словом «церковь»
- Кто любит русский народ — не может не любить церкви. Потому что народ и его церковь — одно.
- Русские всегда ведь думают о церкви; мало кто совершенно равнодушен к ней; одни ее очень ненавидят, а другие любят; и то и другое — с болью.
- Смерть — это все машины,
Это тюрьма и сад.
Смерть — это все мужчины,
Галстуки их висят.
Смерть — это стекла в бане,
В церквах, в домах — подряд!
Смерть — это все, что с нами —
Ибо они узрят.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно