Цитаты из русской классики со словом «учить»
Он помогал мне иной раз
учить уроки и усердно заучивал со мной вместе немецкие слова и грамматические правила.
Как ни плохи были такого рода наставники, но все-таки
учили его делу: читать, писать, арифметике, грамматике, латинскому языку.
Он начал меня
учить чистописанию, или каллиграфии, как он называл, и заставил выписывать «палочки», чем я был очень недоволен, потому что мне хотелось прямо писать буквы; но дядя утверждал, что я никогда не буду иметь хорошего почерка, если не стану правильно учиться чистописанию, что наперед надобно пройти всю каллиграфическую школу, а потом приняться за прописи.
Он никогда не помогал мне
учить уроки и запрещал другим помогать.
Оказалось, впрочем, что я многое уже знал, прислушиваясь, в классные часы, к ученью старших братьев и сестер, а молитвы и заповеди с малолетства заставляли меня
учить наизусть.
— Хорошо, хорошо, — сказал Кирила Петрович, — не нужно для него ни благосклонности, ни уважения. Дело его ходить за Сашей и
учить грамматике да географии, переведи это ему.
Левину досадно было и на Степана Аркадьича за то, что по его беспечности не он, а мать занималась наблюдением за преподаванием, в котором она ничего не понимала, и на учителей за то, что они так дурно
учат детей; но свояченице он обещался вести учение, как она этого хотела.
— Нас заставляли танцевать, фехтовать, делать гимнастику. В низших классах
учили повиноваться, в высших — повелевать. Сверх того: немного истории, немного географии, чуть-чуть арифметики и, наконец, краткие понятия о божестве. Вот и все. Виноват: заставляли еще вытверживать басни Лафонтена к именинам родителей…
— Интереснее всего было, — продолжал Калинович, помолчав, — когда мы начали подрастать и нас стали
учить: дурни эти мальчишки ничего не делали, ничего не понимали. Я за них переводил, решал арифметические задачи, и в то время, когда гости и родители восхищались их успехами, обо мне обыкновенно рассказывалось, что я учусь тоже недурно, но больше беру прилежанием… Словом, постоянное нравственное унижение!
Что он там, в немецкой школе, что ли, сидит да уроки
учит?
Г-жа Простакова. Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век. Нас ничему не
учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. К статью ли, покойник-свет и руками и ногами, Царство ему Небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет.
Кроме Элизы Августовны, никто не
учил ее; сама же Элиза Августовна занималась с детьми одной французской грамматикой, несмотря на то, что тайна французского правописания ей не далась и она до седых волос писала с большими промахами.
Иногда он приходит в классы и с строгим лицом слушает, как я сказываю уроки, но по некоторым словам, которыми он хочет поправить меня, я замечаю, что он плохо знает то, чему меня
учат.
— Давеча уроку не знал; Фома Фомич на коленки ставил, а я и не стал. Стар я стал, батюшка, Сергей Александрыч, чтоб надо мной такие шутки шутить! Барин осерчать изволил, зачем Фому Фомича не послушался. «Он, говорит, старый ты хрыч, о твоем же образовании заботится, произношению тебя хочет
учить». Вот и хожу, твержу вокабул. Обещал Фома Фомич к вечеру опять экзаментик сделать.
— По Псалтырю учился? Кто
учил? Добрый дедушка-то? Злой? Неужто? А ты очень озорничаешь?
— Потом она рассказывала о себе, как училась в пансионе, как получила конфирмацию, как занимается теперь чтением немецких классиков, немножко музыкой (Пепко сморщил нос), любит цветы, немножко поет (Пепко закрыл рот, чтобы не расхохотаться, — поющая немка, это превосходно!),
учит братишек, ухаживает за бабушкой…
— Нельзя, Марья Алексевна, тому нас в Академии
учат. Медику нельзя не уметь играть.
— Ну, уж надеюсь, что тебе меня логике не повелено
учить; я ей в семинарии научен: ты сказал, что от меня требуют, я и пишу «требованное».
— Как не готовили?
Учили верхом ездить для военной службы, дали хороший почерк для гражданской. А в университете: и права, и греческую, и латинскую мудрость, и государственные науки, чего не было? А все прахом пошло. Ну-с, продолжайте, что же я такое?
Говорят также некоторые любители просвещения [57], что нужно распространять грамотность, заводить школы,
учить арифметике.
Он не
учит детей и не одевает, а смотрит, чтоб они учились и были одеты, печется о их здоровье, ходит с ними гулять и говорит тот вздор, который хочет, не иначе как по-немецки.
Учил ли его кто-нибудь уму-разуму, просвещен ли он в науках, любил ли кто его хоть сколько-нибудь в его детстве?
И я когда-то учился; помню,
учили и по-латыни и римскую историю.
«Война! Драться! Резаться! Убивать людей! Да, в наше время, с нашим просвещением, с нашей наукой, с нашей философией, существует учреждение особых училищ, в которых
учат убивать, убивать издалека, с совершенством, убивать много людей сразу, убивать несчастных, жалких людей, ни в чем не виноватых людей, поддерживающих семьи, и убивать их без всякого суда.
— А так же вот, как и Егор Егорыч начал вас
учить: им указывали книги, какие должно читать, и когда они чего не понимали в этих книгах, им их риторы растолковывали.
— Но
учить детей мне запрещено, и надо, чтобы никто не знал этого…
— Его там, в гимназии, дурным словам
учат, а он не хочет сказать кто. Он не должен укрывать. А то и сам учится гадостям, и других покрывает.
— Друзья мои, —
учил он нас, — наша национальность, если и в самом деле «зародилась», как они там теперь уверяют в газетах, — то сидит еще в школе, в немецкой какой-нибудь петершуле, за немецкою книжкой и твердит свой вечный немецкий урок, а немец-учитель ставит ее на колени, когда понадобится.
— Ан врешь! — кричит Скуратов, — это Микитка про меня набухвостил, да и не про меня, а про Ваську, а меня уж так заодно приплели. Я москвич и сыздетства на бродяжестве испытан. Меня, как дьячок еще грамоте
учил, тянет, бывало, за ухо: тверди «Помилуй мя, боже, по велицей милости твоей и так дальше…» А я и твержу за ним: «Повели меня в полицию по милости твоей и так дальше…» Так вот я как с самого сызмалетства поступать начал.
— А дураков, брат,
учить надо! Это и в законе так сказано! Вот он тебя и поучил!
Огудалова. Да об чем с ним разговаривать? Koли он хороший повар, так
учить его не надо.
Бестужев пишет портреты, берет за них с купцов от 100 до 300. Кажется, можно бы подешевле брать за свободное искусство. Бечаснов
учит детей Анкудинова. М. Каз. воспитывает какую-то девицу за 1000 р. в год. Вот главные черты — прочее все по-старому.
— Любите, Александра Семеновна, домашние свои… А не забыли, что любить-то надо? Словечко-то не забыли? Вот которому я вас
учил?
— Разве что этому научите! — вступается Арина Петровна, — уж оставьте вы их, Христа ради… учители! Тоже
учить собрались… наукам, должно быть! Вот я с ними, как Павел умрет, в Хотьков уеду… и так-то мы там заживем!
— Егор тоже. Мы с ним земляки. Андрюша даже грамоте хотел
учить…
«Ну, — говорю, — легко ли мне обязанность татарчат воспитывать. Кабы их крестить и причащать было кому, другое бы еще дело, а то что же: сколько я их ни умножу, все они ваши же будут, а не православные, да еще и обманывать мужиков станут, как вырастут». Так двух жен опять взял, а больше не принял, потому что если много баб, так они хоть и татарки, но ссорятся, поганые, и их надо постоянно
учить.
— Но нельзя же, папенька, не рассуждать. Ведь недаром нас теории
учили.
Чему
учили в этом пансионе и кто
учил — едва ли ответила бы на это и сама Хиония Алексеевна.
Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был
учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, — и потом каждый из нас занимался уже своим делом.
Кудряш. Ну, вот, коль ты умен, так ты его прежде учливости-то выучи, да потом и нас
учи! Жаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет.
— Он Лидочку больше всех нас любил, — продолжала она очень серьезно и не улыбаясь, уже совершенно как говорят большие, — потому любил, что она маленькая, и оттого еще, что больная, и ей всегда гостинцу носил, а нас он читать
учил, а меня грамматике и закону божию, — прибавила она с достоинством, — а мамочка ничего не говорила, а только мы знали, что она это любит, и папочка знал, а мамочка меня хочет по-французски
учить, потому что мне уже пора получить образование.
— А чтоб он знал, какие у тебя вредные мысли; надо, чтоб он тебя
учил; кому тебя поучить, кроме хозяина? Я не со зла говорю ему, а по моей жалости к тебе. Парнишка ты не глупый, а в башке у тебя бес мутит. Украдь — я смолчу, к девкам ходи — тоже смолчу, и выпьешь — не скажу! А про дерзости твои всегда передам хозяину, так и знай…
Или для чего нас
учили грамматике, вместо того чтобы просто рекомендовать нам самим писать повести и стихи?
Сколько раз она ни говорила себе, что не надо позволять себе горячиться
уча племянника, почти всякий раз, как она садилась с указкой за французскую азбуку, ей так хотелось поскорее, полегче перелить из себя свое знание в ребенка, уже боявшегося, что вот-вот тетя рассердится, что она при малейшем невнимании со стороны мальчика вздрагивала, торопилась, горячилась, возвышала голос, иногда дергала его за руку и ставила в угол.
Помню, как меня
учили читать топографические карты и как долго не мог я к этому привыкнуть, а тут простой дикарь, отроду никогда не видевший их, разбирается так свободно, как будто он всю жизнь только этим и занимался.
Дела не было никакого, кроме того, чтобы в прекрасно сшитом и вычищенном не самим, а другими людьми мундире, в каске, с оружием, которое тоже и сделано, и вычищено, и подано другими людьми, ездить верхом на прекрасной, тоже другими воспитанной и выезженной и выкормленной лошади на ученье или смотр с такими же людьми, и скакать, и махать шашками, стрелять и
учить этому других людей.
Пушкин и Жуковский были для них литература (а не так, как для меня, книжки в желтом переплете, которые я читал и
учил ребенком).
Липочка. Не вы
учили — посторонние; полноте, пожалуйста; вы и сами-то, признаться сказать, ничему не воспитаны. Ну, что ж? Родили вы — я была тогда что? ребенок, дитя без понятия, не смыслила обращения. А выросла да посмотрела на светский тон, так и вижу, что я гораздо других образованнее. Что ж мне, потакать вашим глупостям! Как же! Есть оказия.
«Что же он это делает? — рассуждал я сам с собою. — Ведь это вовсе не то, чему
учила нас Мими: она уверяла, что мазурку все танцуют на цыпочках, плавно и кругообразно разводя ногами; а выходит, что танцуют совсем не так. Вон и Ивины, и Этьен, и все танцуют, a pas de Basques не делают; и Володя наш перенял новую манеру. Недурно!.. А Сонечка-то какая милочка?! вон она пошла…» Мне было чрезвычайно весело.
— Опять ты глуп… Раньше-то ты сам цену ставил на хлеб, а теперь будешь покупать по чужой цене. Понял теперь? Да еще сейчас вам, мелкотравчатым мельникам, повадку дают, а после-то всех в один узел завяжут… да… А ты сидишь да моргаешь… «Хорошо», говоришь. Уж на что лучше… да… Ну, да это пустяки, ежели сурьезно разобрать. Дураков
учат и плакать не велят… Похожи есть патреты. Вот как нашего брата выучат!
Ассоциации к слову «учить»
Предложения со словом «учить»
- Таким образом вы будете учить ребёнка спокойно относиться к ошибкам не как к трагедии, а как к возможности чему-то научиться.
- Если же вы попали в другую страну, то у вас нет выбора – вы будете учить язык, так как это необходимость.
- Так что я начал учить язык без учителя и с помощью грамматики за несколько дней выучил русские буквы и их произношение.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «учить»
Значение слова «учить»
УЧИ́ТЬ, учу́, у́чишь; прич. страд. прош. у́ченный, у́чен, -а, -о; несов. 1. (сов. научить и обучить) перех. Передавать кому-л. какие-л. знания, навыки. Учить грамоте. Учить французскому языку. Учить читать. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова УЧИТЬ
Афоризмы русских писателей со словом «учить»
Дополнительно