Неточные совпадения
Если
понятие о
свободе для разума представляется бессмысленным противоречием, как возможность совершить два paзные поступка в одних и тех же условиях, или как действие без причины, то это доказывает только то, что сознание не подлежит разуму.
Человек есть творение всемогущего, всеблагого и всеведущего Бога. Чтò же такое есть грех,
понятие о котором вытекает из сознания
свободы человека? вот вопрос богословия.
Действия людей подлежат общим, неизменным законам, выражаемым статистикой. В чем же состоит ответственность человека перед обществом,
понятие о которой вытекает из сознания
свободы? вот вопрос права.
Для разрешения вопроса о том, как соединяются
свобода и необходимость, и что составляет сущность этих двух
понятий, философия истории может и должна итти путем противным тому, по которому шли другие науки.
Вместо того чтобы, определив в самих себе
понятия о
свободе и о необходимости, под составленные определения подводить явления жизни, история из огромного количества подлежащих ей явлений, всегда представляющихся в зависимости от
свободы и необходимости, должна вывести определение самих
понятий о
свободе и о необходимости.
— Во всех этих случаях увеличивается или уменьшается
понятие о
свободе, и, соответственно тому, уменьшается или увеличивается
понятие о необходимости, смотря по той точке зрения, с которой рассматривается поступок.
Как бы мы ни представляли себе человека исключенным от влияний внешнего мира, мы никогда не получим
понятия о
свободе в пространстве.
Но даже если бы, представив себе человека совершенно исключенного от всех влияний, рассматривая только его мгновенный поступок настоящего и предполагая, что он не вызван никакою причиною, мы допустили бесконечно малый остаток необходимости равным нулю, мы бы и тогда не пришли к
понятию о полной
свободе человека; ибо существо, не принимающее на себя влияний внешнего мира, находящееся вне времени и не зависящее от причин, уже не есть человек.
Но, кроме того, если бы даже, допустив остаток наименьшей
свободы равным нулю, мы бы признали в каком-нибудь случае, как, например, в умирающем человеке, в зародыше, в идиоте, полное отсутствие
свободы, мы бы тем самым уничтожили самое
понятие о человеке, которое мы рассматриваем; ибо как только нет
свободы, нет и человека.
Только при разъединении двух источников познавания, относящихся друг к другу как форма к содержанию, получаются отдельно, взаимно исключающиеся и непостижимые
понятия о
свободе и о необходимости.
И если история имеет предметом изучение движения народов и человечества, а не описание эпизодов из жизни людей, то она должна, отстранив
понятие причин, отыскивать законы, общие всем равным и неразрывно связанным между собою бесконечно-малым элементам
свободы.
Вот почему для св. ангелов и для людей, удостоенных лицезрения Божия и райского блаженства, новое падение или возврат к злу уже невозможны, не в силу утраты ими свободы, но через переход к другому бытийному возрасту и преодоление отрешенной от необходимости свободы (так что упраздняется и самая соотносительность
понятий свобода — необходимость, существующая лишь для этого зона).
Неточные совпадения
Согласиться на развод, дать ей
свободу значило в его
понятии отнять у себя последнюю привязку к жизни детей, которых он любил, а у нее — последнюю опору на пути добра и ввергнуть ее в погибель.
— Томилина я скоро начну ненавидеть, мне уже теперь, иной раз, хочется ударить его по уху. Мне нужно знать, а он учит не верить, убеждает, что алгебра — произвольна, и черт его не поймет, чего ему надо! Долбит, что человек должен разорвать паутину
понятий, сотканных разумом, выскочить куда-то, в беспредельность
свободы. Выходит как-то так: гуляй голым! Какой дьявол вертит ручку этой кофейной мельницы?
Он изумился смелости, независимости мысли, желания и этой
свободе речи. Перед ним была не девочка, прячущаяся от него от робости, как казалось ему, от страха за свое самолюбие при неравной встрече умов,
понятий, образований. Это новое лицо, новая Вера!
Если бы явилась в том круге такая, она потеряла бы свой характер, свою прелесть: ее, как игрока, увлекут от прочного и доброго пути, или она утратит цену в глазах поклонников, потеряв
свободу понятий и нравов.
— Видите свою ошибку, Вера: «с
понятиями о любви», говорите вы, а дело в том, что любовь не
понятие, а влечение, потребность, оттого она большею частию и слепа. Но я привязан к вам не слепо. Ваша красота, и довольно редкая — в этом Райский прав — да ум, да
свобода понятий — и держат меня в плену долее, нежели со всякой другой!