— Следовало, значит, сочинить собственное, народное определение цивилизации, в котором бы идеи и умственное
развитие человека были сами по себе, а общественное благосостояние — само по себе.
С этой-то точки зрения он и хотел упрекнуть Англию, заимствовавши свой упрек у Гизо, который говорит, что сторона чисто интеллектуальная,
развитие человека, — гораздо слабее в Англии, чем социальная сторона, развитие гражданина.
Неточные совпадения
На них-то и обращается прежде всего то чувство любви, которое, естественно, находится в натуре каждого
человека и которое в дальнейшем своем
развитии должно обнять собой все человечество.
У каждого
человека, на какой бы степени
развития ни стоял он, всегда остаются кое-какие привычки, пристрастия, воспоминания, от которых сердце его не может совершенно освободиться, хотя рассудком своим он и понимает их нелепость.
Таким образом, от идеи своего народа и государства
человек, не останавливающийся: в своем
развитии, возвышается посредством изучения чужих народностей до идеи народа и государства вообще и, наконец, постигает отвлеченную идею человечества, так что в каждом
человеке, представляющемся ему, видит прежде всего
человека, а не немца, поляка, жида, русского и пр.
На этой степени
развития в
человеке необходимо должно исчезнуть то, что было детского, мечтательного в его патриотизме, что возбуждало только ребяческие фантазии, несообразные с действительностью и здравым смыслом.
Люди, входящие в подобную роль — неопытного, заносчивого школьника или престарелого, недальнего слуги, — обнаруживают, конечно, весьма низкую степень
развития нравственного и умственного.
Еще более странною представляется нам ошибка, какую делают добрые
люди, толкуя о третьем элементе их цивилизации, — о любви к общему благу, независимо от знаний и умственного
развития народа.
Очевидно, что
люди, отыскивающие в народах
развитие любви к общему благу, берут уже здесь не массу народа, а отдельные личности.
Ясно, следовательно, что для значительного
развития в обществе этого качества нужно высокое умственное
развитие всех его членов, нужно много живых и здравых понятий, не головных только, но проникших в самое сердце, перешедших в практическую деятельность, переработанных в плоть и кровь
человека.
Тут уже силы одного
человека ничтожны: нужно, чтобы большинство общества прониклось теми же убеждениями, достигло такой же степени
развития.
В следующей статье мы будем иметь случай показать, как мало благодетельного значения имело византийское влияние в историческом
развитии Руси; теперь же заметим только, что, видно, слабо оно действовало в сердцах русских, когда не могло противостоять воле одного
человека, да и то напавшего на него не прямо, а очень и очень косвенно, при реформе государственной.
Вообще русские мало обращали внимания на
развитие материальных удобств жизни, а заботились более о нравственном совершенстве, занимаясь учением веры, священной историей и житиями
людей, которые могли служить образцами благочестия.
Да, впрочем, в таких ли мы условиях воспитывались, которые могли бы серьезно породить в нас подобное сознание, составляющее, так сказать, венец нравственного и умственного
развития человека?
Но гораздо чаще лицо «некрасиво» не по выражению, а по самым чертам: черты лица некрасивы бывают в том случае, когда лицевые кости дурно организованы, когда хрящи и мускулы в своем развитии более или менее носят отпечаток уродливости, т. е. когда первое
развитие человека совершалось в неблагоприятных обстоятельствах.
Неточные совпадения
Другое было то, что, прочтя много книг, он убедился, что
люди, разделявшие с ним одинаковые воззрения, ничего другого не подразумевали под ними и что они, ничего не объясняя, только отрицали те вопросы, без ответа на которые он чувствовал, что не мог жить, а старались разрешить совершенно другие, не могущие интересовать его вопросы, как, например, о
развитии организмов, о механическом объяснении души и т. п.
«И разве не то же делают все теории философские, путем мысли странным, несвойственным
человеку, приводя его к знанию того, что он давно знает и так верно знает, что без того и жить бы не мог? Разве не видно ясно в
развитии теории каждого философа, что он вперед знает так же несомненно, как и мужик Федор, и ничуть не яснее его главный смысл жизни и только сомнительным умственным путем хочет вернуться к тому, что всем известно?»
Левин встречал в журналах статьи, о которых шла речь, и читал их, интересуясь ими, как
развитием знакомых ему, как естественнику по университету, основ естествознания, но никогда не сближал этих научных выводов о происхождении
человека как животного, о рефлексах, о биологии и социологии, с теми вопросами о значении жизни и смерти для себя самого, которые в последнее время чаще и чаще приходили ему на ум.
Он считал русского мужика стоящим по
развитию на переходной ступени от обезьяны к
человеку, а вместе с тем на земских выборах охотнее всех пожимал руку мужикам и выслушивал их мнения.
Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного
человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их
развитии.