Религиозные образы, реализующие и выражающие религиозное содержание, представляют собою то, что обычно называют мифом. Мифу в религии принадлежит роль, аналогичная той, какая свойственна понятию или суждению в
теоретической философии: от его понимания зависит оценка религиозно-догматического сознания.
Крупнейшею заслугой Канта в
теоретической философии было констатирование антиномий рассудка, благодаря которым он неизбежно запутывается в свои собственные сети [Имеются в виду антиномии космологических идей в трансцендентальной диалектике Канта, или его трансцендентальная аналитика в «Критике чистого разума».].
Неточные совпадения
И тем самым религия становится независимой от этики, эстетики,
теоретического познания,
философии и науки, ибо имеет свою собственную опору, свой собственный орган восприятия.
Напротив, в
философии Канта, именно в его учении об «идеях» как предельных понятиях, а равно и в учении о различении суждений практического разума от
теоретического разума и «силы суждения» заключается implicite [Неявно, в скрытом состоянии (нем.).] целая теория мифотворчества, хотя и отрицательного или агностического содержания.
И это, прежде всего, потому, что Истина вовсе не есть та
теоретическая истина, которой ищет
философия.
Если же
философии реально доступна не истина, а лишь истинность,
теоретическая причастность сверхтеоретической Истине, этим установ‑II ястся не только происхождение ее из греховной расщепленности бытия, но и реальная связь с этой Истиной, которая открывается в
философии и говорит философствующему разуму на языке, ему доступном.
Это переживание качественно иное, нежели в
философии, ибо оно существует не в виде
теоретических постижений, но в своей конкретности, как жизненное восприятие, опыт, и выражением этого опыта являются догматы.
Отсюда следует, что и религиозная
философия требует свободы исследования, а следовательно, и
теоретического сомнения совершенно в такой же степени, как и всякая иная
философия; на ее стороне имеется при этом даже преимущество остроты критического зрения, потому что она сознает свою религиозную обусловленность и знает ее опасные стороны.
Истины религии, открывающиеся и укореняющиеся в детски верующем сознании непосредственным и в этом смысле чудесным путем, изживаются затем человеком и в его собственной человеческой стихии, в его имманентном самосознании, перерождая и оплодотворяя его [Гартман, среди новейших философов Германии обнаруживающий наибольшее понимание религиозно-философских вопросов, так определяет взаимоотношение между общей
философией и религиозной
философией: «Религиозная метафизика отличается от
теоретической метафизики тем, что она извлекает выводы из постулатов религиозного сознания и развивает необходимые метафизические предпосылки религиозного сознания из отношения, заложенного в религиозной психологии, тогда как
теоретическая метафизика идет путем научной индукции.
Вот почему на кантианство нельзя смотреть просто как на гносеологическое учение, как на направление
теоретической философии, которое не должно вызывать слишком сильных страстей.
Неточные совпадения
Религиозная
философия предполагает соединение
теоретического и практического разума, достижение целостности в познании.
Козлов и Лопатин свидетельствуют о том, что в России была самостоятельная философская мысль, но они не представляют оригинальной русской
философии, всегда тоталитарной по постановке проблем, всегда соединяющей
теоретический и практический разум, всегда окрашенной религиозно.
С. Трубецкой в своих исторических и
теоретических работах блестяще проследил судьбу идеи Логоса в
философии, но, к сожалению, не довел своего дела до конца.]
Тогда-то и произошел крутой переворот в его судьбе. Из артиллерийского полковника и профессора академии он очутился в ссылке, откуда и бежал за границу, но это сделалось уже после того, как я вернулся в Петербург в январе 1871 года. В идеях и настроениях Лаврова произошло также сильное движение влево, и он из
теоретического мыслителя, социолога и историка
философии превратился в ярого врага царизма, способного испортить служебную карьеру и рисковать ссылкой.