Цитаты со словом «теология»
Освободившись от гнетущей власти
теологии, она попадает в еще более тяжкое рабство от самодержавной и деспотической науки.
Если философ-христианин и верит в Христа, то он совсем не должен согласовать свою философию с
теологией православной, католической или протестантской, но он может приобрести ум Христов, и это сделает его философию иной, чем философия человека, ума Христова не имеющего.
Философия приходит к результатам познания из самого познавательного процесса, она не терпит навязывания извне результатов познания, которое терпит
теология.
Философия не есть религиозная вера, не есть
теология, но не есть и наука, она есть она сама.
Совершенно невозможно все это рационализировать и выразить в категориях катафатической
теологии.
Традиционная катафатическая
теология и ведет к атеизму добрых, движимых нравственным пафосом.
Бог, по приписываемому Ему катафатической
теологией всеведению, в вечности предвидел роковые последствия свободы, которую Он сам и от себя сообщил человеку.
Катафатическая
теология в трудные моменты ссылается на тайну и спасается в теологии апофатической.
Правда, само предопределение есть непроницаемая тайна, страшная для разума и совести, но к ней приводит путь рациональной
теологии.
Катафатическая
теология и слишком далеко заходит в рационализации тайны, и слишком рано ставит границы познанию, устанавливая запреты.
Мы начинаем дышать легче и свободнее, выходим из тюрьмы, когда переходим к
теологии апофатической.
Это значит, что всякая катафатическая
теология экзотерична и не говорит о последнем.
Глубже приобщает к тайне мистическая апофатическая
теология.
Божественное Ничто, или Абсолютное апофатической
теологии, не может быть Творцом мира.
В пантеизме есть доля истины, это и есть истина апофатической
теологии.
Но ложь пантеизма в том, что он рационализирует тайну и переводит истину апофатической
теологии на язык теологии катафатической.
Мистика имеет свой язык, и его нельзя прямо перевести на язык
теологии.
В традиционной катафатической
теологии есть всегда желание унизить человека.
Теология всегда строилась с точки зрения психологии человека.
Теология, в сущности, всегда была гораздо более антропоцентрична, чем теоцентрична, и была более всего такой в монархической концепции Бога.
Согласно принципу апофатической
теологии Бог, конечно, не есть добро, а сверх-добро, не совершенство, а сверх-совершснство, как он есть не бытие, а сверх-бытие, не нечто, а ничто, и к Богу не применимы никакие наши понятия.
Она невозможна по отношению к Божественному Ничто апофатической
теологии, но возможна по отношению к Богу-Творцу теологии катафатической.
Такова геология, не желающая знать божественной трагедии,
теология отвлеченного монотеизма.
Отвлеченный монархический монотеизм, не желающий знать внутреннего драматизма Божественной жизни, есть явное смешение
теологии апофатической и катафатической.
При отождествлении Абсолютного апофатической
теологии и Творца теологии катафатической тварь оказывается случайной, ничтожной, ненужной, не имеющей никакого отношения к внутренней жизни Божества и потому в конце концов бессмысленной.
Для
теологии экзотерической закрыта внутренняя жизнь Божества.
Теология же эзотерическая должна признать трагедию в Боге.
Но ложь пантеизма в том, что он переводит истину мистической апофатической
теологии на язык рациональной катафатической теологии.
Различие между рождением и творчеством установила
теология для понимания внутренней жизни Св.
Теология рационализирует эту тайну и этим лишает ее смысла, а не сообщает ей смысл.
Проблема зла парадоксальна для нашего сознания, чего не хочет признать рациональная
теология.
Во всех
теологиях есть антропологическая часть.
Символика рождения и творчества имеет огромное значение и для
теологии.
Так, официальная католическая
теология носит в очень большой степени законнический характер.
Особенно католической
теологии свойствен такой эвдемонизм.
Сейчас и католическая
теология преодолевает старую юридическую теорию искупления.]
Столь распространенное в
теологии утверждение, что идея Бога несовместима с творчеством человека, есть источник атеизма.
Теология в систематической форме требовала зарытия даров человека в земле.
Теология недостаточно поняла, что свободу нужно не пресекать и не насиловать, не обременять ее предписаниями и запретами, а просветлять и преображать ее благодатной силой, сообщать ей энергию.
Небесный утилитаризм, столь сильный в
теологии, хронологически предшествует земному, но внутренне и по существу небесный утилитаризм есть проекция земного утилитаризма.
И то, что
теология называет действием благодати на человеческую душу, есть пробуждение ее глубины, воспоминание о Божественном источнике жизни.
Отрицание свободы совести, которое свойственно официальной католической
теологии, духовно непонятно и определяется социально-организационными мотивами, волей к властвованию.
И
теология, поскольку она кладет в основу страх вечных адских мук, не может быть очищенным, незаинтересованным познанием и созерцанием.
И вместе с тем христианское сознание,
теология, служащая социальной обыденности, отрицает любовь и не замечает ее.
Те католики, которые в своей
теологии шага ступить не могут без Аристотеля, готовы со спокойной совестью допустить, что Аристотель, как не христианин, горит в адском огне.
Но судебное понимание есть понимание вульгарно-простонародное, и оно должно бы быть совершенно изгнано из религиозной этики, философии и
теологии.
В этом скрыто основное противоречие христианской
теологии.
Манихейство есть метафизическое заблуждение, но в нем есть нравственная глубина, есть мука над проблемой зла, с которой слишком легко справляется рационалистическая
теология.
Рационализированная
теология, почитающая себя ортодоксальной, нисколько из этого затруднения не выходит.
Цитаты из русской классики со словом «теология»
Но совершенно ясно, что имманентизм мистики совершенно иной, чем имманентизм в философии, в теории познания или
теологии.
Так, негативная
теология, связанная с Псевдо-Дионисием Ареопагитом, целиком примыкает к неоплатонической мистике единого [И у Скотта Эригены мы находим ту же неоплатоническую мистику и метафизику, хотя и с христианскими коррективами.
Это нужно понимать духовно, а не в терминах натуралистической метафизики и натуралистической
теологии.
Рациональная
теология создала не только ложную теодицею, которая, в сущности, оправдывает не Бога, а безбожие, она создала и ложное учение о Промысле Божием в мире.
Как ни странно для нас такое мнение, но не надобно забывать, что католицизм имеет в себе большую тягучесть. Лакордер проповедовал католический социализм, оставаясь доминиканским монахом, ему помогал Шеве, оставаясь сотрудником «Voix du Peuple». В сущности, неокатолицизм не хуже риторического деизма, этой нерелигии и неведения, этой умеренной
теологии образованных мещан, «атеизма, окруженного религиозными учреждениями».
Ассоциации к слову «теология»
Синонимы к слову «теология»
Предложения со словом «теология»
- Основополагающее значение христианской теологии, без сомнения, является одним из тех моментов.
- Диалог, как способ урегулирования конфликта, при котором взаимоуважение побеждает страх, и таким образом желание воевать, вновь перешёл в разряд еретических идей в нашей современной доминирующей политической теологии.
- Опираясь на данные современной науки, автор создаёт тщательно продуманную программу естественной теологии.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «теология»
Значение слова «теология»
ТЕОЛО́ГИЯ, -и, ж. Совокупность церковных учений о боге и догмах религии; богословие. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ТЕОЛОГИЯ
Дополнительно