Цитаты из русской классики со словом «теология»
Но совершенно ясно, что имманентизм мистики совершенно иной, чем имманентизм в философии, в теории познания или
теологии.
Философия не есть религиозная вера, не есть
теология, но не есть и наука, она есть она сама.
Так, негативная
теология, связанная с Псевдо-Дионисием Ареопагитом, целиком примыкает к неоплатонической мистике единого [И у Скотта Эригены мы находим ту же неоплатоническую мистику и метафизику, хотя и с христианскими коррективами.
Это нужно понимать духовно, а не в терминах натуралистической метафизики и натуралистической
теологии.
Рациональная
теология создала не только ложную теодицею, которая, в сущности, оправдывает не Бога, а безбожие, она создала и ложное учение о Промысле Божием в мире.
Как ни странно для нас такое мнение, но не надобно забывать, что католицизм имеет в себе большую тягучесть. Лакордер проповедовал католический социализм, оставаясь доминиканским монахом, ему помогал Шеве, оставаясь сотрудником «Voix du Peuple». В сущности, неокатолицизм не хуже риторического деизма, этой нерелигии и неведения, этой умеренной
теологии образованных мещан, «атеизма, окруженного религиозными учреждениями».
Германские реформаторы, уничтожив в половине Германии католицизм, не выступили из области
теологии и схоластических споров; фазы новой французской истории повторялись в Германии в области науки и отчасти искусства.
И тогда падает главный аргумент атеизма, который, в сущности, направлен против натуралистической, объективированной
теологии и телеологии.
Впрочем философия истории всегда в известном смысле есть
теология истории и всегда имеет сознательно или бессознательно религиозную основу.
Науку нужно спасать, а не метафизику или
теологию.
Я не верю в возможность метафизики и
теологии, основанных на понятиях, и совсем не хочу строить онтологии.
Теология, говорит, есть форма мышления полудиких народов, метафизика есть переходный период, и наконец позитивизм есть последнее слово здравого, незатуманенного ума человеческого.
Теология стояла на высоте германской экзегетики, И некоторые лекции могли весьма и весьма развивать и стороннего слушателя.
Общая и единая догматическая форма до сих пор еще не выработана; частные разногласия свободно проявляются как на Востоке, так и на Западе;
теология вовсе не прикована к неизменным формулам.
«Жизнь человеческая, — говорит Нэгельсбах в своей «Гомеровой
теологии», — оказывается у Гомера глубоко несчастной в своей ограниченности и связанности.
Его мысль была занята
теологией, и он был очень плохой теолог.
— Я пошатался и по России, — чего не делает нужда! — прожил несколько лет в резиденции царя, в Москве, научился там играть на гуслях и языку русскому у одного школьника из духовного звания, по-нашему — студента
теологии, который любил меня, как брата, и, когда я собрался в Швецию, подарил мне на память этот ящик вместе с картиною, как теперь видите. С того времени берегу драгоценный дар московского приятеля. О! чего не напоминает он мне!
Но таким же непонятным для рациональной
теологии и онтологии языком говорил и величайший мистик христианского Востока св. Симеон Новый Богослов.
Мистика относится к духу, к плану духовности, рациональная же
теология и метафизика относятся к объективированному бытию, в котором существование рационализировано и социализировано.
Пантеизм, в котором постоянно обвиняли мистиков, и есть перевод опытного, парадоксального, невыразимого в понятии языка мистики на рациональный язык понятий
теологии и метафизики.
В религиозной философии учение о Божестве как Трансцендентном получило выражение в так называемом «отрицательном богословии» (θεολογία. άποφατική, theologia negativa [Апофатическая (отрицательная)
теология трактует Бога путем отрицания всех атрибутов; катафатическая (положительная)
теология, Hanротивt приписывает Богу все положительные качества в абсолютной степени.]).
Рациональное мышление
теологии и метафизики всегда будет иметь тенденцию истолковывать эти места из мистиков как монизм, пантеизм, тождество Бога и человека.
Пантеизм есть выдумка
теологии, а не мистики, это есть орудие теологической борьбы.
Но ложь пантеизма в том, что он переводит истину мистической апофатической
теологии на язык рациональной катафатической
теологии.
Апофатическая мистическая
теология отрицает применимость к Богу категории бытия, она признает Бога сверхбытием и даже небытием.
Ортодоксально-библейская
теология, космология и антропология слишком рационалистичны — они предполагают в последней первооснове сущего ясный и для разума вместимый свет, а не таинственную бездну, создающую для разума лишь антиномии.
И схоластическая средневековая философия вся была проникнута упорным и всеохватывающим стремлением сделать формальной наукообразной дисциплиной не только философию, но и
теологию.
Но судебное понимание есть понимание вульгарно-простонародное, и оно должно бы быть совершенно изгнано из религиозной этики, философии и
теологии.
Прежде чем перейти к христианской мистике, к вершинам христианской духовности по существу, посмотрим, каковы судьбы апофатической
теологии в германской умозрительной мистике.
В пантеизме есть доля истины, это и есть истина апофатической
теологии.
Неоплатоническая мистика и связанная с ней негативная
теология проходят мимо христианского откровения о богочеловечестве, о глубоком родстве и слиянии природы человеческой и природы Божественной, слиянии не истребляющем, а утверждающем человека в абсолютной жизни.
Экхарт казался монистом, пантеистом и еретиком вследствие перевода, который делали с языка мистики на язык
теологии.
Можно ли истолковывать на языке
теологии и метафизики, что такое Ungrund?
Когда
теология и метафизика пытаются выразить эти истины мистического опыта, то получается пантеизм и монизм, что всегда оказывается искажением.
Моральная
теология Канта есть именно тот дурной антропоморфизм или психологизм в религии, которому им якобы объявляется война, ибо тварное и человеческое выдается здесь за божественное, причем этот воинствующий психологизм принимает явно враждебный религии характер, как это достаточно ярко обнаруживается и в религиозных трактатах Канта, а особенно Фихте (периода Atheismusstreit).
Такова геология, не желающая знать божественной трагедии,
теология отвлеченного монотеизма.
Подчинение философии
теологии создало одну схоластику, подчинение философии науке создает другую схоластику.
Но ложь пантеизма в том, что он рационализирует тайну и переводит истину апофатической
теологии на язык
теологии катафатической.
Мы знаем, к каким роковым последствиям приводит этот агностицизм в богословии Канта, где он ко всему мифическому относится не только без всякого понимания, но и с злобным презрением, сам ограничиваясь имманентной моральной
теологией.
Манихейство есть метафизическое заблуждение, но в нем есть нравственная глубина, есть мука над проблемой зла, с которой слишком легко справляется рационалистическая
теология.
Сказанное не мешает нам резко отрицательно относиться к тому, что можно назвать положительным богословием у Канта, или его «моральной
теологии», где он, изменяя собственной высшей точке зрения, возвращается к рационализму и строит безвкуснейшую (в религиозном смысле) «религию в пределах только разума».
Догматизм этой литературы превосходит все, что было в христианской
теологии.
Если философ-христианин и верит в Христа, то он совсем не должен согласовать свою философию с
теологией православной, католической или протестантской, но он может приобрести ум Христов, и это сделает его философию иной, чем философия человека, ума Христова не имеющего.
Рационализированная
теология, почитающая себя ортодоксальной, нисколько из этого затруднения не выходит.
Абсолютное принадлежит не столько религиозному откровению, сколько религиозной философии и
теологии, оно есть порождение мысли.
Философия приходит к результатам познания из самого познавательного процесса, она не терпит навязывания извне результатов познания, которое терпит
теология.
Но философски христианская апофатическая
теология зависит от Плотина, у отцов церкви она носит неоплатонический характер.
Например, в третьей «Лекции о сущности религии» он пишет: «Существо, которое человек противопоставляет себе в религии и
теологии как совершенно иное, от него отличное, есть его собственное существо» (Фейербах Л. Избранные философские произведения/ М., 1955 Т. 2. С. 517).].
Она невозможна по отношению к Божественному Ничто апофатической
теологии, но возможна по отношению к Богу-Творцу
теологии катафатической.
Материализм превратился в своеобразную догматику и
теологию.
Ассоциации к слову «теология»
Синонимы к слову «теология»
Предложения со словом «теология»
- Основополагающее значение христианской теологии, без сомнения, является одним из тех моментов.
- Диалог, как способ урегулирования конфликта, при котором взаимоуважение побеждает страх, и таким образом желание воевать, вновь перешёл в разряд еретических идей в нашей современной доминирующей политической теологии.
- Опираясь на данные современной науки, автор создаёт тщательно продуманную программу естественной теологии.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «теология»
Значение слова «теология»
ТЕОЛО́ГИЯ, -и, ж. Совокупность церковных учений о боге и догмах религии; богословие. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ТЕОЛОГИЯ
Дополнительно