Зачастую из-за недостаточной
эффективности закона персональные группы выполняют различные роли с точки зрения сохранения контроля над доступными им ресурсами.
Кроме того, ещё одним важнейшим фактором, который сильно сместил акценты в исследовании проблем
эффективности закона, стали процессы активного использования юридической наукой методов и теоретических моделей, разработанных в рамках экономических наук.
Было бы неверно продолжать трактовать
эффективность закона как соотношение между результатом действия нормы и предписанными ей неправовыми (экономическими, политическими, идеологическими и т. п.) целями.
Недееспособность институтов государства в огромной мере снижает
эффективность законов, которые могли бы помочь, например, мелкому бизнесу.
Исследования законодательства призваны дать максимально исчерпывающие в меру своих познавательных возможностей ответы на такие вопросы, как: роль законов и законодательства в жизни современного общества, какие законы следует считать эффективными, а какие нет, что такое «правильное законодательство», с какими проблемами сталкиваются в процессе проектирования, разработки, издания и осуществления законов, какими свойствами отличается современное законодательство, сопряжённое с изменением типа нормативности права и иными трансформациями, как следует оценивать
эффективность законов и др.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: аутэкология — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Основным представлением, на основе которого формируется рассматриваемая теория
эффективности закона, следует считать идею, в соответствии с которой правовое регулирование представляет собой процесс, в рамках которого сформулированные публичной властью цели реализуются в общественную практику.
Многие его оппоненты утверждали и утверждают, что как ни называй предложенные им принципы, они относятся к
эффективности закона и никакого отношения к морали не имеют.
Одна из них имплицирует специфическое представление об
эффективности закона как всеобщности формальных и имперсональных правил и отрицает понятие цели закона, а другая, как будет показано далее, блокирует дискурс о методологии эффективности, вытеснив целеполагание в сферу политического процесса.
Классическая позитивистская юридическая теория, имплицирующая формальное понятие
эффективности закона как фактической реализации сформулированной законодателем цели соответствующего правового предписания, предполагает конкретизацию понятий цели, последствия и результата действия нормативного правового акта как предпосылки для содержательного анализа эффективности конкретных правовых предписаний.
Эффективность закона можно определять как по собственно юридическим, так и по показателям и индикаторам фактической деятельности в сфере действия закона.
Она указывает, что под
эффективностью закона следует понимать степень соответствия реального уровня конфликтности в урегулированной законом сфере отношений оптимальному для данной сферы уровню конфликтности.
Однако даже в рамках публично-правовой модели
эффективности закона, которая в принципе позволяет операционализировать категорию эффективности, не было достигнуто существенного прогресса, поскольку такая операционализация наталкивается на противоречивость конструкции цели закона и недостаточность общей позитивистской модели правоприменения.
Классическая цивилистическая методология (сохраняющая до сих пор значительное влияние в частноправовой и в целом юридической теории и фундирующая всю частноправовую науку) предполагает весьма своеобразную модель
эффективности закона.
Если бы можно было ограничить исследовательскую задачу таким образом, то проблема
эффективности закона оказалась бы тождественной проблеме эффективности правовой санкции, поскольку наказание – единственное средство, которым пользуется сам закон для поддержания авторитета своих требований.
Материальное искусство, кинофильмы, литература, музыка защищены авторскими правами, как и цифровое искусство, однако в цифровом мире
эффективность законов об авторском праве значительно ниже и является ограниченной.
В результате сформировались и одновременно существуют две теоретические модели
эффективности закона, которые с определённой долей условности можно именовать частноправовой и публично-правовой.
В этой связи общее формальное понятие
эффективности закона как фактической реализации сформулированной законодателем цели соответствующего правового предписания явным образом требует критической проверки.
При этом в условиях интенсивного законотворчества вопросы качества и
эффективности законов и обеспечения их верховенства становятся особенно актуальными.
Отметим ещё одно обстоятельство, определяющее слабую жизнеспособность традиционного понятия
эффективности закона как реализации его цели.
Эффективность закона во многом зависит от уровня унификации, которая, в свою очередь, обеспечивает его чёткость, строгость и логичность.
Таким образом, необходимым условием формулирования теории
эффективности закона в рамках юридической доктрины является инструментализация правопонимания, поскольку связанные с категорией эффективности закона цели правового воздействия на общественные отношения и оценка результата правореализации в гораздо большей мере сопрягаются с моделью закона – инструмента государственной политики, чем закона – правил игры.
Основанная на кодификационной модели правовая система обладает весьма скромным потенциалом для реализации концепции активного «социального инжиниринга» и, следовательно, рефлексивной концепции
эффективности закона.
Недооценка их снижает
эффективность закона.
Соответственно, эволюционирует представление об
эффективности закона в направлении концептуализации эффективности как реализации эмпирической цели нормы.
Самое общее понимание
эффективности закона подразумевает оценку результативности воздействия права на социальные процессы, степени реализации целей правового воздействия на общественные отношения.
Правление права сводится к полезности и
эффективности закона с точки зрения регулирования общественных отношений в том или ином духе.
Осмелимся предположить, что не последним фактором, влияющим на качество и
эффективность закона, является уровень теоретической разработки системы данной отрасли.