Вместе с тем
эмоциональный слух можно и развить путём целенаправленных упражнений.
Исследования эти в настоящее время нами продолжаются с целью сопоставления критерия
эмоционального слуха с другими психологическими показателями эмоциональности и художественности натуры человека.
Как же оценивается степень развитости
эмоционального слуха у человека?
Как показали наблюдения, обладатели тонко развитого
эмоционального слуха достигают больших успехов в обучении.
Ясно, что
эмоциональный слух – это не то что речевой, так как есть люди, плохо слышащие эмоциональную интонацию, эмоционально тугоухие.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ночёвки — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Исследователи склоняются к мнению, что тонкий
эмоциональный слух – это в значительной мере природное качество человека, свойственное людям художественного склада личности.
Наконец, мы впервые привели термин
эмоциональный слух, обозначающий явление совершенно особого рода.
Из этих записей в основном и были сформированы эталонные программы, служившие для исследования языка эмоций и, в частности,
эмоционального слуха человека.
Во второй части – семь статей по экспериментальному изучению
эмоционального слуха, его психофизиологической природы и особенностей у людей разных возрастных и профессиональных категорий.
По нашим данным, на 100 человек населения приходится лишь 2–3 человека, обладающих особо тонким
эмоциональным слухом.
Комплекс этих исследований позволил выдвинуть представление об
эмоциональном слухе как специфической системе обработки этого рода информации в мозгу человека, входящей в структуру экстралингвистической коммуникации и имеющей древнейшие основы.
Как показывают массовые исследования
эмоционального слуха, проведённые нами, степень его развитости у людей разных возрастных и профессиональных категорий проявляется в весьма широких пределах – от 20–30 до 95–98 условных единиц (по 100-балльной шкале).
Но
эмоциональный слух нужен не только в искусстве.
Термин
эмоциональный слух (ЭС) впервые предложен автором этих строк в 1985 году (Морозов, 1985б) и экспериментально-теоретически обоснован в значительном числе предыдущих и последующих работ автора, его сотрудников и коллег (Речь и эмоции, 1975; Морозов, 1965, 1978, 1985а, 1994, 2009в; Морозов, Люсин, Есин, Ямпольский, 2005; Автушенко, 2010 и многие другие).
Именно поэтому тесты на степень развитости
эмоционального слуха и были применены нами неоднократно, в частности при обследовании молодых актёров и вокалистов, поступающих в театральные вузы и консерватории (Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, Московская госконсерватория и др.).
Одним из основных показателей художественного типа личности, как считают не только исследователи, но и многие практики искусства, и является развитость эмоциональной сферы человека, проявляющаяся, по нашим данным, в степени тонкости
эмоционального слуха.
Совершенно очевидно, что
эмоциональный слух, как показатель художественной одарённости человека, важен, прежде всего, для лиц художественных профессий (актёров, вокалистов и др.).
Участие в спасательных операциях в экстремальных условиях научило меня, что стоит только завертеться мельнице
эмоциональных слухов, как информация и дезинформация начинают разлетаться с равной быстротой.
Среднестатистический нормальный индивид обладает
эмоциональным слухом на 60–70 баллов.
Исследования показали, что у художников – певцов и актёров,
эмоциональный слух в целом существенно лучше, чем у представителей мыслительных профессий – математиков, программистов.
Дети 1–2-го классов общеобразовательной школы имеют
эмоциональный слух от 26 % до 73 %, в среднем 45–60 % (баллов).