Какое-то время штрафные подразделения формировались и комплектовались явочным порядком, поскольку необходимые для создания института
штрафных частей нормативные документы отсутствовали.
Они, таким образом, в случае осуждения с отсрочкой исполнения наказания также пополняли переменный состав
штрафных частей.
Создание
штрафных частей было лишь одной и далеко не самой главной мерой, с помощью которой советское командование пыталось внести перелом в ход событий в свою пользу.
Военкоматы принимали указанных лиц в местах заключения под расписку и отправляли в штрафные батальоны военных округов для последующей отправки их в
штрафные части действующей армии вместе с копиями приговоров.
Содержащиеся в
штрафных частях военнослужащие производили подъём и отбой, их выводили на занятия или работы и возвращали с таковых, собирали к моменту приёма пищи строго по сигналу.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: стародубка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Правом направлять военнослужащих в
штрафные части приказ № 227 наделил военные советы и командующих фронтами и армиями.
Через два года статус
штрафных частей изменился кардинально.
Констатировать это тем более обидно, что основное содержание книги, раскрывающей историю
штрафных частей вермахта, отличается новизной и насыщенностью ранее неизвестным материалом.
У исследователей появилась возможность подробно осветить в открытой печати правовой статус и боевую деятельность
штрафных частей и воевавших в их составе военнослужащих.
Итак, отечественной историографией по проблематике
штрафных частей и заградительных отрядов сформирована значительная литература.
Судя по решениям, принятым на протяжении второй половины 1920–1930-х гг., у законодателя точка зрения на использование
штрафных частей как института исправительного характера постоянно менялась.
Отметим и ставшую явной в 2000-е гг. тенденцию размежевания историографии
штрафных частей и заградительных отрядов на два независимых друг от друга направления – строго научное и научно-популярное, публицистическое.
При поступлении осуждённых в
штрафные части сроки пребывания в них устанавливали командиры войсковых частей.
Иначе говоря, направление в
штрафную часть представляло собой реальную альтернативу крайним мерам уголовного наказания.
Они впервые в литературе комплексно раскрывали широкий круг проблем от анализа содержания приказа наркома обороны № 227 до оценки кадрового и боевого потенциала
штрафных частей и заградительных отрядов.
Нет достаточной ясности в вопросе направления в
штрафные части лиц, освобождённых из мест заключения.
Внешнее охранение помещений, занимаемых
штрафными частями, велось не собственным караулом, а караулом от воинских частей.
Если в тылу
штрафные части пополнялись в большей степени лицами, уклонявшимися от призыва, то на фронте – прежде всего, дезертирами, самовольно оставившими свои части, и задержанными.
Следует также отметить, что в приказе № 227 отсутствовало определение специального правового статуса военнослужащих, которыми комплектовались
штрафные части.
Приказ наркома обороны № 227 предусматривал формирование двух разновидностей
штрафных частей.
Прежде всего, нормативное закрепление получил сложившийся порядок комплектования
штрафных частей за счёт двух категорий военнослужащих.
Анализ правовых основ функционирования
штрафных частей и правового статуса воевавших в их составе военнослужащих переменного состава не являлся для этих авторов предметом специального исследования, тем не менее, фрагментарно в их работах, в отличие от трудов предшественников, присутствовал.
Как определяла ст. 10, «содержанию в
штрафных частях подлежат военнослужащие, осуждённые к сему за преступные деяния военного характера, в том числе за дезертирство».
Он потребовал не ограничиваться формальным ознакомлением личного состава с содержанием приказа, а увязывать эту работу с воспитанием у него стойкости и упорства в бою, с организацией
штрафных частей и заградительных отрядов.
Во-вторых, офицеры
штрафных частей пользовались льготной выслугой: сутки числили за шесть.
Притом что в соответствии со сталинским приказом
штрафные части направляли на наиболее тяжёлые участки фронта и опасность для личного состава погибнуть была большей, чем в обычных частях, штрафники получали возможность возвратить себе незапятнанную репутацию и быть восстановленными во всех правах.
Тем не менее, при всей немногочисленности публикаций 1990-х гг., фрагментарности сюжетов и описательности в них были сформулированы основные подходы к объективному и комплексному исследованию
штрафных частей и заградительных отрядов, дана оценка актуальности проблемы, вычленены главные аспекты, которые требовалось исследовать на новой методологической базе с привлечением самого широкого круга источников.
Самокритично следует признать, что монографиям обоих авторов были присущи и определённые недостатки – рассмотрение не всех проанализированных ими проблем, в первую очередь касавшихся определения количества
штрафных частей и численности воевавших в их составе военнослужащих, опиралось на широкую архивную базу, недостаточно критически были восприняты свидетельства некоторых ветеранов войны.
При освобождении по истечении срока или в порядке досрочного освобождения содержащиеся в
штрафных частях передавались для продолжения службы в ближайшие запасные части или увольнялись от военной службы на общих основаниях.
На специальный статус
штрафных частей указывал также объём дисциплинарных прав, которым пользовался командно-начальствующий и политический состав – на две ступени выше по сравнению с правами, которыми располагали командиры (начальники) соответствующей должностной категории в типовых воинских частях.
Во вторую категорию лиц переменного состава
штрафных частей входили направленные туда по приговору военных трибуналов (как в действующей армии, так и тыловых) в случае осуждения с применением отсрочки исполнения приговора.
Отправку в
штрафные части осуждённых военными трибуналами действующей армии возложить на командиров частей, а в случаях осуждения вне места расположения своей части – на начальников гарнизонов.
По отбытии в
штрафных частях назначенного срока осуждённые, не лишённые званий и орденов по приговору военного трибунала, восстанавливаются в звании и в праве ношения орденов и медалей и направляются для дальнейшего прохождения службы.
В
штрафных частях люди редко сходятся близко.
В
штрафных частях воевало много уголовников.
Подобного потока отборнейшей грязной брани, которую услышишь только в
штрафных частях вермахта, он сам от себя, офицера люфтваффе, никак не ожидал.
Тогда иначе сделали – начали создавать
штрафные части.
Штрафные части принимали в нём участие.
Несмотря на нескрываемые радикально-левацкие убеждения автора и спорность некоторых выводов, Клаушу удалось собрать эксклюзивный материал и показать жизнь
штрафной части как бы изнутри.
Срок пребывания в
штрафных частях определялся от 1 до 3 месяцев.
На время нахождения в
штрафной части ранее полученные государственные награды у штрафников изымались и передавались на временное хранение в отделы кадров армии или фронта.
Перед направлением в
штрафную часть штрафника ставили перед строем.
За неисполнение приказа, членовредительство, побег с поля боя или попытку перехода к врагу командование
штрафной части наделялось правом применять к таким лицам все меры воздействия вплоть до расстрела на месте.
Надо сказать, что наделение командования правом направлять военнослужащих во внесудебном порядке в
штрафные части нередко приводило к разного рода злоупотреблениям предоставленной властью.
Какого срока – так в русских
штрафных частях только на три месяца, если жив остался, то уже не штрафник, назад в свою часть, так же если был ранен, или что-то геройское совершил.
Растёт
штрафная часть, начисляются пени…
Военное законодательство, касавшееся института
штрафных частей, при отмеченных положительных сторонах, отличалось и рядом недостатков.
Этим, в частности, объясняется факт того, что следующий за приказом № 227 нормативный документ, относящийся к проблематике
штрафных частей, был издан, как уже говорилось выше, лишь 28 сентября 1942 г.
До сих пор не установлена численность воевавших в
штрафных частях военнослужащих, в первую очередь это относится к переменному составу.