Впервые часть
чеченского общества, казалось, интегрировалась с российским, и казалось, что после столетий войны между двумя народами могут зародиться отношения доверия и сотрудничества.
Возможно, конечно, это крайняя точка зрения, но в той или иной степени отношение к женщине как не равной мужчине характерно для
чеченского общества.
В современной жизни в
чеченском обществе роль тайповых отношений не столь крепка, как в прошлом.
И это же предопределило переход настроений
чеченского общества по отношению к русским от вполне лояльного и терпимого к непримиримо враждебному.
Причём, есть тайпы, образовавшиеся от представителей других народов, но прочно вошедшие в состав
чеченского общества.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: холмообразный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Процесс этот начал разворачиваться в недалёком хорошо освещённом источниками историческом прошлом и продолжает до сих пор разворачиваться на наших глазах всё в тех же рамках перехода
чеченского общества из состояния «детства» (через отрочество и юность) в состояние зрелости, сопровождаясь огромным выбросом энергии, неуёмной жаждой деятельности (пассионарный импульс, пассионарный подъём).
Причину этих явлений они ищут не в методах колонизации края, а в природе
чеченского общества.
Утвердившиеся с помощью российских военных в предгорной зоне кумыкские, кабардинские, аварские князья, ханы, мурзы, а также и отдельные чеченские старейшины и баьччи (руководители чеченских военных ополчений) подписывали эти документы от имени отдельных
чеченских обществ по тактическим соображениям.
Так что ясно, что речь здесь идёт о вступлении в подданство, а точнее на службу, отдельного, хотя и влиятельного лица, но никак не какого-то
чеченского общества, а тем более народа, а какая-то часть населения была им недовольна.
Таким образом, хозяйственное развитие, будучи в наибольшей степени результатом взаимодействия чеченского этноса с русским, а также с другими соседями, привело
чеченское общество к такому периоду военной демократии (значительные рудименты которой мы наблюдаем по сей день), когда возникла настоятельная и вполне естественная необходимость поддержать хозяйственную экспансию экспансией военной.
Не пытаясь делать ссылки на многих известных историков, обществоведов, досконально исследовавших данный присущий большинству народов на определённой стадии развития процесс, форму самоуправления, я охарактеризую его проявление в
чеченском обществе словами наших современников.
И в какой-то момент – как результат роста национального самосознания быстро растущего этнического организма – возникла необходимость освобождения
чеченского общества от кабардино-русской зависимости (впрочем, как и от кумыкской и аварской).
Даже под пятой особенно жёсткого режима управления, созданного при советской власти, большая часть
чеченского общества стремилась (и часто получала искомое) к увековечению своего традиционного образа жизни под камуфляжем «советизации».
И если это произойдёт, то это будет по-прежнему означать наличие в недрах
чеченского общества предпосылки к очередному, возможно, уже и не столь кровавому конфликту.
Кризис носил системный характер, так как охватывал социальные основы, экономику, финансы, управление, идеологию
чеченского общества.
Я должен его вернуть в
чеченское общество и отдать его родным.
Именно на этом этапе в недрах
чеченского общества начинают зарождаться процессы, только-только ведущие разрозненные родовые общины к единению, превращению чеченцев в единый народ.
Уважение женщины в
чеченском обществе было очень высокое, и приведение в семью другой женщины считалось выражением неуважения к матери своих детей, хранительнице очага.
Согласно теории «единого потока», взятой на вооружение дворянской историографией и чеченскими сепаратистами,
чеченское общество в социально-классовом отношении было однородным, в этническом и религиозном плане – сплочённым, монолитным, и чуть ли не на ментальном уровне отторгало прогресс и отстаивало свою самобытность, приверженность к тейповой организации жизни, адату и шариату.
Когда-то эти качества очень сильно ценились в
чеченском обществе.
Сегодня же мы видим то, что видим, а у чеченской элиты, большая часть которой, без всяких оговорок, может считаться элитой российской, никаких сомнений (и, тем более, иллюзий) относительно перспектив дальнейшего развития
чеченского общества не осталось.
Здесь необходимо сделать некоторое уточнение: разногласия на религиозной почве в
чеченское общество в этот период внесены были более политическими, нежели религиозными деятелями.
Во вновь открывшихся обстоятельствах, большевики, посягнувшие на святая святых – традиции и обычаи предков, регламентирующие всю жизнь чеченца от рождения до смерти, становятся естественными врагами
чеченского общества, и оно ведёт яростную борьбу с большевиками на стороне белых армий.
Таким образом, ислам, в догматике которого имеется немало положений о необходимости и благости борьбы с неверными (а таковыми были русские, ставшие препятствием на пути развития чеченского этноса), положительно оценивающий и поощряющий факт военной добычи, пришёлся весьма кстати тогдашнему
чеченскому обществу.
Необходимо чётко осознавать, что без налаженной собственной банковской системы невозможно претворять в жизнь крупные инвестиционные проекты, нельзя победить масштабную коррупцию, затронувшую многие сферы жизни и деятельности
чеченского общества.
Именно развитие хозяйственных отношений, к тому же стимулируемое извне, начало толкать
чеченское общество с гор на равнину.
Чеченское общество сохранило эти формы вплоть до начала контактов с российским, тоже только складывающимся централизованным государством.
Ведь, по сути дела, это были чуждые структуре
чеченского общества элементы, разрушающие его первооснову – народное самоуправление.
По-моему, достаточная характеристика
чеченского общества рассматриваемого периода.
Чеченское общество и сейчас остаётся разделённым на множество тэйпов-тукхумов (родственные объединения), чьи представители входят в различные исламские ордена и братства – вирды.
Создаются государственные структуры в рамках автономных национальных образований (главами которых назначаются, тем не менее, русские), призванные регламентировать жизнь
чеченского общества в условиях строительства социализма.
Наместник наверняка понимал необходимость уменьшения того опасного для русских властей давления, которое исходило со стороны взрослеющего
чеченского общества.
Говоря об ударах извне по родовому укладу чеченцев, думается, что одним из наиболее сильных потрясений, пережитых
чеченским обществом, было принятие ислама – могучего фактора, цементирующего разрозненные части этноса постепенно и неуклонно.
Ярким примером тому является
чеченское общество, которое на всём протяжении своей истории претерпевало разные катаклизмы и негативные состояния.
Не рос в
чеченском обществе и что-то потерял из традиций и обычаев.
Но в данном случае, мы наблюдаем ещё и разделение
чеченского общества на две очень сильно различающиеся группы: чеченцев, представляющих горские тейпы, и чеченцев, проживающих на равнине и представляющих, в целом, исторически более развитую часть общества.
После выхода из череды кавказских войн в начале 1860-х гг. влиятельные группы
чеченского общества утвердились в мысли о приемлемости вооружённой борьбы как средства полной или частичной ревизии результатов завоеваний или получения надёжных гарантий сохранения или восстановления традиционных форм жизни своего этноса.
Это могло затруднить руководство бесчисленными родами-тейпами, на которые дробилось
чеченское общество.
Именно такой период мы и продолжаем наблюдать сейчас в текущей истории развития
чеченского общества, хотя длится он уже более 300 лет.
Цель (помимо стремления осветить процесс взросления
чеченского общества): показать, что именно взаимодействие с русским этносом является доминантой развития чеченского этноса независимо от чьего-либо желания.
Таким образом, и родовые порядки в той части
чеченского общества, которая выселилась на плоскость, оставались без видимых изменений.
Но из-за медленного процесса самого объединения
чеченских обществ российское командование уже успело к нему подготовиться, русские войска отразили начавшиеся повсюду атаки на них и подавили большинство очагов сопротивления.
При все стремлении этого автора представить
чеченское общество обществом равных, у него встречаются знаменательные оговорки.
Условия проживания в труднодоступной даже сейчас горной местности были крайне удобными для того, чтобы родоплеменные отношения в
чеченском обществе сохранялись максимально долгое время, не испытывая серьёзного влияния извне.
Во-первых, это те стадии развития государства, которые следуют сразу за периодом военной демократии, как бы естественно сменяя родоплеменное устройство; во-вторых, как это не парадоксально, элита
чеченского общества: учёные, деятели культуры, государственные деятели, промышленники и финансисты, интеллигенция в целом – к патриархальным обычаям относятся и по сей день куда с большим трепетом и уважением (иначе и быть не может, ибо за этим стоит самобытность народа, которой они дорожат), нежели устроители феодально-рабовладельческого государства, которые для достижения своих целей решительно попирают национальные моральные ценности.
Общественности, с помощью различных публикаций, навязывался образ демократического, бесклассового
чеченского общества.
Это был очередной сильнейший удар по родоплеменным отношениям, которые уже было начали отступать под натиском советской государственной системы, настойчиво внедряемой в живую плоть
чеченского общества.
Жизненный уклад
чеченского общества был вполне самодостаточным и, в условиях слабого взаимодействия с окружающим миром, практически не претерпевал изменений на протяжении нескольких столетий.
Даже принимая во внимание трудности доступа западных историков к имперским и советским архивам вплоть до конца 1980-х – начала 1990-х гг., следует отметить отсутствие оригинальных работ, освещающих другие аспекты чечено-российских отношений, или попыток углублённого исследования
чеченского общества (сообщества), его политической, экономической, культурной и особенно религиозной эволюции под постоянным воздействием российского (советского) государства.
И это вызывает адекватный ответ, теперь уже на правах кровной мести, и не только, так как ваххабиты и их учение становятся несовместимыми с традиционными представлениями о
чеченском обществе, даже враждебными ему.