Чеканные узоры

Имран Ахмадович Ирисханов

Опираясь на традиционную жизнь народа, автор устами дедушки Саида рассказывает об обычаях, традициях и нравах, благородных поступках чеченцев. В книгу входят рассказы, хадисы пророка Мухаммеда, предания, сказания, советы, основанные на религиозной, нравственной и правовой культуре народа.

Оглавление

БУДУ ПОМНИТЬ, ТЫ НЕ ПРОСТИШЬ

Деду Сайду от природы были дарованы ум и мудрость. В свое время, как мы помним, старик предсказал, что дети перестанут слушаться родителей. С каждым днем убеждаемся в том, что если бы молодые во время вняли голосу мудреца, избежали бы многих конфликтов, иначе сложилась бы их жизнь. Дедушка рассказывал о том, что случилось, когда сыновья ослушались отца.

В далекие времена жил на свете человек по имени Балча. Он сеял хлеб, пас овец, строил башни, лепил и обжигал глину, ковал медь и железо. Росли у него сыновья. Он радовался потомству. В ту пору в соседнем лесу поселился дракон. Заполз в пещеру, охотился на зверей, делал в той стороне, что ему заблагорассудится.

Такое соседство Балча не радовало. Будучи мудрым, человек не враждовал с чудовищем. Отношения у них складывались по — соседски. Отец семейства заходил в пещеру к дракону. Приносил ему мяса, делился с ним чем мог.

Уходить с нажитых мест Балча не хотел, да и страшенный сосед тоже никуда не собирался. Так человек и дракон соседствовали. Каждый занимался своим делом. Проглотит чудовище из отары приятеля овцу, Балча затаит в себе обиду. Знал, что если ввяжется в поединок, не одолеет злого соседа. Между ними не было вражды, да и мир был хрупким.

У Балча росли сыновья. Им казалось странным, почему отец дружит со страшным чудовищем? Балча считал, что и его сыновья будут мирно соседствовать с зубастым, огнедышащим исчадием. Однажды дела позвали хозяина в дорогу. Вызвал он своих сыновей и велел им, до его прибытия не ссориться с соседом. Балча был далеко от дома, когда здесь разыгралась драма.

Братья пасли овец. Вдруг из пещеры выполз дракон и, как ни в чем не бывало, спокойно утащил овцу из отары. Не стерпели молодые люди такого издевательства и дали знать дракону, что они не намерены терпеть проказы чудовища поганого.

Дракон давно ждал вызова. Завязалась схватка. Чудовище ударом хвоста выбило глаз одному из сыновей. Брат, заступившийся за брата, ударом кинжала отсек дракону хвост. Раненное чудовище заползало в пещеру. Братья перевязали пострадавшему брату рану.

Отец возвращался из далеких мест. Во дворе его дома стояла гнетущая тишина. Со стороны пещеры доносились глухие стоны. В сию же минуту у Балча мелькнула мысль: сыновья повздорили с соседом!

Братья спокойно встретили отца. Подробно рассказали о случившемся. Родитель поругал сыновей за несдержанность. Объяснил им, что он всю жизнь избегал ссоры. Потом зашагал в сторону леса, где в пещере покоился дракон.

— Выходи, сосед, поговорим, — начал свой разговор Балча. — Я долго не был дома, давно не видел тебя…

— Нет, не приглашай, не выйду, — отрешенно ответило чудовище. — Как бы мы не пытались жить по-прежнему, у нас этого не получится. Когда ты взглянешь на своего сына и увидишь его, сразу же вспомнишь, что я ему выбил глаз. А когда я обернусь и не увижу хвостовую часть туловища, вспомню, что твои сыновья отрубили мне его.

И все же время изгладило происшедшее. С тех пор дракон вел себя сдержанно по отношению к соседям. Сыновья Балча тоже стремились к этому.

ЗНАМЕНИЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Проницательным человеком был мой дедушка Сайд. Еще в те далекие времена он высказывал, что в будущем во всех домах стены будут петь. Извлекаемые мелодичные звуки будут усыплять детей и женщин. Даже стойкие мужчины будут засыпать на ходу от этой музыки, а пробуждение у них будет трудным. Мудрец Саид заглянул в сегодняшний день. За завесой времени ему виделись стены — коробки телевизоров, на экране которых днем и ночью можно увидеть что-нибудь новенькое. Информация идет четко, час за часом, день за днем. Человек способен усвоить только ее часть, оставшаяся часть тоже остается внутри нас, образуя враждебную противостоящую нам силу. Когда мы смотрим и слушаем телепередачи, «непереваренная» информация образует вредные отложения на стенках так называемых «психических каналов». Отвергая неприемлемую для нас идею, она уходит в подсознание, порождая различные психические расстройства. Кроме того эти «стены» навеяли на всех нас дремоту политизации. Мы еще не пытаемся проснуться. Настала пора прогнать от себя сонливость. Попытаться растормошить, ужалить в самые уязвимые места самосознания, Не терять зря времени, сидя у ящиков. Ведь жизнь дана нам не только для сна. Здесь большой простор для накапливания полезных знаний и самореализации в повседневном творческом труде.

ДОБРЫЕ СЕРДЦА

Наш любимый дедушка рассказал о том, как в былые времена люди жили дружно, заботились друг о друге и честным трудом добывали свой хлеб насущный.

В нашем краю жили когда-то два брата — Ахмад и Магомед. Ахмад был старше. Рано женился. Имел семью. Магомед — моложе, холост. Была у братьев пашня. Изо-дня в день трудились они, не покладая рук. Однажды посеяли пшеницу. Славный созрел в тот год урожай. Скосили, связали в снопы и тут же на поле поделили урожай поровну. Домой выращенное не свезли. Вернулись братья с поля и разошлись по своим углам.

Не спалось в ту ночь Магомеду. Разные мысли домогали его. Думал он о своем старшем брате.

— Ахмад имеет малолетних детей. Трудно ему. В целом мире нет человека кроме меня, кто бы помог старшему брату. Поделили мы сегодня урожай. А ведь ему хлеба больше понадобится, чем мне.

Магомед встал, оделся и ушел в поле. Начал он переносить снопы со своей половины на сторону Ахмада. Довольный своим трудом вернулся и лег спать.

Разное приходило на ум тогда и Ахмаду. Все его мысли были о младшем брате.

— Магомед еще молод, не женат. Брату надо обзавестись семьей. А помочь ему некому кроме меня. В ту же ночь Ахмад ушел на ниву и перенес часть своих снопов на поле младшего брата. Удовлетворенный своим поступком вернулся в саклю. За человечную добродетель Всевышний Аллах ниспослал на ту землю свою благодать. В том краю люди стали жить дружно как Ахмад и Магомед, не зная горя.

Пусть во веки живет народ нохчо!

Дедушка Саид рассказывал нам, что чеченская народность сложилась в результате союза девяти крупнейших тукхумов.

У чеченцев сохранились также предания, в которых свое происхождение они связывают с местностью Нашха в горной Чечне и считают себя потомками Турпала-Нохчо. В преданиях ярко представлены наши предки и их славные дела.

В рассказах о народных героях дедушка Саид повествует не столько об их героизме и мужестве, сколько об их мудрости и высокой нравственности. Песня «Как построили башню», тосты, здравицы и пословицы,

помещенные в этом разделе книги, прославляют здравый ум и мудрость народа.

Древнейший союз

В древние времена разобщенные чеченские племена подвергались нападению различных захватчиков. В целях самозащиты от внешних врагов чеченцы объединились в союз. В результате консолидации девяти крупнейших этно-территориальных объединений — тукхумов (фратрий) — Аьккхий, Маьлхий, Нохчмахкхой, Т1ерлой, Ч1аьнтий, Ч1ебарлой, Шарой, Шотой, Эрштхой, Орстхой, а также тайпов (родов) не вошедших в тукхум: Пешхой, Нашхой, Ч1инхой, Зуркъхой, М1айстой, Кей, Садой и др. сложилась многочисленная чеченская народность.

В прошлом чеченский тукхум — это своего рода военно-экономический союз определенной группы тайпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач защиты от нападения врага и экономического обмена. Тукхум занимал определенную территорию, которая состояла из фактически заселенной им местности. Каждый тукхум говорил на определенном диалекте чеченского языка. Существовал закон кровной мести и убивший члена своего тукхума не мог рассчитывать на пощаду со стороны даже ближайших родственников.

Совещательным органом тукхума был совет

старейшин, который состоял из представителей всех тайпов, входивших в данный тукхум.

Понятие тукхум (фратрия) и тайп (род) не идентичны. Чеченский тайп — это группа людей или семейств, выросших на основе первобытных производственных отношений. Члены его не всегда связаны между собой кровным родством по отцовской линии. В прежние времена тайп составлял основу всей организации чеченского общества. Члены его пользовались одинаковыми личными правами. Каждый чеченский тайп имел свое первоначальное название, происходящее в большинстве случаев от названия аула. Тайп также имел тайповую гору, общинные земли, собственные кладбища для похорон своих умерших сородичей, фамильные башни.

В период расселения тайпов на плоскости, образовались новые родственные группы, происходившие от одного общего предка и соподчиненные между собой в соответствии с делением на прямую и боковую линии родства.

Тайп делился на кровнородственные группы: гар (ветвь рода), некъий (ветвь гара) и ц1а (фамилию).

В 70-е годы нашего столетия исследователи насчитывали более ста тридцати пяти тайпов. Причем, есть тайпы, образовавшиеся от представителей других народов, но прочно вошедшие в состав чеченского общества.

Вот такие тайпы входили в соответствующие тукхумы. Тукхум Аьккхий объединял в своем составе такие тайпы: Барчахой, Жевой, 31огой, Нокрхой, Пхьарчой, Ваьппий. Одновременно это общество делилось на лам-аьккхий (горные акинцы) и ара-аьккхий (равнинные акинцы). Первые находились на западе, вторые населяли восточную часть.

В тукхум Маьлхий входили тайпы Б1аьстий, Б1енастхой, Икалхой, Камалхой, Кхоратхой, К1еганхой, Меший, Санканхой, Тертхой, Дж1архой, Эрхой, 1амхой.

Тукхум Нохчмахкхой состоял из крупных тайпов: Белг1атой, Беной, Билтой, Гендарганой, Пордлой, Гуной, Даттахой, Зандакъой, Курчлой, Чертой, Чермой, Ц1онтрой, Эрсаной, Эг1ашбатой, Элистанжхой, Энакхалхой, Энганой, Харачой, Ширдий, Ц1онстрой, Шуаной, Ялхой, 1аларой и др.

В состав тукхума Т1ерлой входили тайпы Баьшни, Б1авлой, Жерахой, Кхенахой, Мац1архой, Ник1арой (Никъарой), Оьшний, Санхой, Шуьндий, Элтпхьархой, Оттой и др.

В тукхум Ч1аьнтий входили тайпы Борзой, Буг1арой, (Зумсой) Хилдехьарой, Доьрахой, Кхуокхадой, Хьачарой и Тумсой.

В общество Ч1ебарлой входили Д1ай, Макажой, Сандахой, Сиккхой и Сирхой.

Тайпы Кинхой, Ригахой, Хихой, Хой, Хъакмадой и Шикъарой объединились в тукхум Шарой.

Тукхум Шуотой включал в свой состав тайпы Варандой, Вашандарой, Г1аттой, Келой, Маршой, Нижалой, Нихалой, Пхьамтой, Саьттой и Хьакхой.

Тукхум Эрштхой или Орстхой, объединял в своем составе тайпы Галай, 1андалой, Г1арчой, Мержой, Мужахой, Ц1ечой, Хьевхахарой, Белхарой, Мужганхой, а также фамилии Ферг — некъий, Оьр-некъи, 1алха — некъи, Виелха-некъи, Булгучан — и Бокар-некъий.

Как отмечалось, кроме того, в разное время в состав чеченского этноса вошли и стали его органическими частями фамилии, основанные представителями других народов. Это тайпы: Г1ажарий, Г1умкий, Куьпчий, Мелардой, Ног1ий, Суьлий, Туркой, Таркхой, Ц1адахьарой, Чергазий, 1аьрбий, 1аьндий и др.

Таким образом, договорившись между собой помогать друг другу в борьбе с внешними врагами, разрешать мирным путем взаимные тяжбы, тукхумы объединялись в одну страну. Руководящим органом этого союза был Совет страны (Мехкан кхел). Совет страны (Мехкан кхел) имел право объявлять войну и заключать мир, вести переговоры, заключать союзы, решать все вопросы внутреннего устройства страны.

Чеченцы относятся к древнейшему народу Кавказа. С незапамятных времен живут они на данной территории, занимая пространство Центрального и Северо-Восточного Кавказа. В современной жизни в чеченском обществе роль тайповых отношений не столь крепка, как в прошлом.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чеканные узоры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я