Осознание связи времени и мышления принципиально важно для создания теории
художественного времени кинематографического произведения.
Это время, гораздо лучше приспособленное для понимания и исследования
художественного времени, чем сплавленное воедино с пространством время релятивистской механики.
Для рассуждений о
художественном времени фильма понимание временного характера драматической формы имеет определяющее значение.
Понимание
художественного времени даёт ключ к исследованию построения формы кинопроизведения.
Причину подобного пренебрежения теории проблемой
художественного времени следует искать в истории европейской науки.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бубнист — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значит, на страницах должен быть создан хронотоп– единство
художественного времени и художественного пространства.
Казалось бы, именно поэтому кино само должно подталкивать теорию к созиданию концепций
художественного времени.
Мощные предпосылки создания теории
художественного времени возникли только в начале XX века.
Они заключаются прежде всего в том, что
художественное время мыслится как способ раскрытия смысла произведения.
Но в каком случае
художественное время двух различных монтажных отрезков фильма является не одинаковым, а соединение этих отрезков рождает новый смысл?
Хаотичность изображений, быть может, и есть способ передачи многообразия мира, движения, а значит, тогда перед нами – древнейший способ передачи
художественного времени через движение и обилие фигур.
В конвульсивно выстроенном
художественном времени ожидания конца света будет подана не только отдельная человеческая судьба, но и социум.
Их интенсивность породила, с одной стороны, множество подходов, выходящих за узкие рамки конкретных дисциплин и значительно расширивших возможности исследования собственно
художественного времени, с другой – сама интенсивность процесса вызвала стремительное накопление ошибок и погрешностей, что в новых условиях остро поставило традиционный вопрос о границах применимости методов естественных наук, корректности прямого использования понятийного аппарата естествознания в исследовании художественной ткани произведения искусства.
Поэтому легко обнаружить работы, часто весьма тонкие и интересные, посвящённые исследованию
художественного времени конкретных произведений, авторам которых удаётся избежать беспокоящего вопроса с чрезвычайным изяществом.
Ясно, что тут мы сталкиваемся с проблемой, требующей разрешения: почему две влиятельнейшие работы в области теории драматургии, сохраняющие столетиями свой авторитет, настаивают на заключении
художественного времени трагедии в особую рамку?
Итак, два самых влиятельных труда по теории драмы исповедуют, по сути, один подход: теория драматургии начинается с разговора о строении
художественного времени.
Применительно к кинематографическому произведению можно сформулировать вывод: замысел фильма определяет конструкцию
художественного времени, которая в свою очередь задаёт структурный принцип соединения частей в целое, то есть монтаж.
Во всяком искусстве, связанном со зрением и иконическими знаками,
художественное время возможно только одно – настоящее.
Но
художественное время может спрессовываться и растягиваться, быть прерывистым, пунктирным, двигаться вспять, синтезировать прошлое и настоящее: конкретные варианты здесь просто необозримы.
Таким образом, связь сюжета и
художественного времени является фундаментальной.
Для автобиографии
художественной время ещё не пришло, как и для мемуаров в собственном смысле этого слова. Посему ограничусь короткими строками.
Идёт насыщение, сгущение
художественного времени.
Постепенно
художественное время стихотворения из настоящего, бытового перетекает в вечное, а сквозь образы современных людей (хозяйка, рассказчик) начинают просвечивать вечные образы (Елена, Одиссей).
Такое необыкновенно эффективное, эмоциональное воздействие кино достигается за счёт совпадения
художественного времени фильма со временем зрительского восприятия.
Прояснить свои отношения с литературным произведением, которое вызвало творческий импульс, без анализа его
художественного времени невозможно.
Следовательно, вопрос о трансформации сюжета может быть заменён на вопрос о трансформации
художественного времени.
Если повествовательное время занимает менее суток, то
художественное время значительно больше: это невымышленная жизнь книг и их героев, которые многие годы владели умами читателей.
Художественное время здесь будущее: «через час… вытечет».
Художественное время послания исключительно своеобразно.
Художественное время оказывает весьма значительное воздействие на всё строение произведения.
На первый взгляд может показаться, что концепт, рождённый естествознанием, стал надёжным инструментом теории
художественного времени.
Иными словами, речь идёт о том, что
художественное время фильма, сюжет которого относится к определённому типу (автор учебника выделяет четыре типа сюжета), обладает определёнными свойствами.
По сути, теория
художественного времени в кино подменяется рассуждениями о «сеттинге» истории.
Художественное время может быть непрерывным и дискретным.
Литература соткана в единую ткань благодаря единству тематики, единству
художественного времени с временем истории, благодаря прикрепленности сюжета произведений к реальному географическому пространству, благодаря вхождению одного произведения в другое со всеми вытекающими отсюда генетическими связями и, наконец, благодаря единству литературного этикета.
Энергия этой книги направлена на возбуждение интереса читателя, будущего драматурга или режиссёра к исследованию
художественного времени фильма.
Иными словами, для создания фильма недостаточно простого совпадения эмпирического времени реальности и
художественного времени фильма.
Благо, родня моя безответная: ни памфлетом тебе не ответит, ни так, по-человечески, кулаком не выскажется – всё-таки из писарчуков я в ней один и она на всякий случай меня приберегает: кто его знает, какие
художественные времена ещё вернутся.