Модернистский роман взрывает собственные рамки в попытке создать
художественную целостность.
Актуальной задачей современной теории литературы я считал и считаю преодоление этого онтологического разрыва, и в этом один из основных стимулов развития теории
художественной целостности,которая представлена в данной книге.
Во множестве таких культурно-исторических реализаций образующие
художественную целостность внутренние противоположности (мира – текста, целого – элемента и др.) могут развёртываться в различные системы отношений и меняющихся доминирующих признаков, которые дают возможность дляразличных историко-типологических разграничений и классификаций.
Познание
художественной целостности предполагает не просто многосторонний, многоаспектный аналитический обзор, но выявление внутренне упорядоченной, многоуровневой структуры (так сказать, познание законов органического взаимосочетания и взаимосочленения горизонтальной структуры с вертикальной).
Во-вторых, продакт-плейсмент также может поставить под угрозу
художественную целостность фильма.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: инкроссинг — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Художественная целостность искусства нового времени всё в большей и большей мере развивается, обособляется и создаётся как конкретное целое отдельным индивидуумом, но лишь постольку, поскольку он оказывается не абсолютной «единицей», а проявлением человеческого рода в неповторимой духовной индивидуальности, внутренняя «коллективность» которой способна преобразовывать различные человеческие существования в личностное единство.
Истоки теории произведения как
художественной целостности можно особенно ясно увидеть при переходе от традиционалистской к индивидуально-авторской, или исторической, эпохе развития литературно-художественного сознания 3 .
Здесь корень обострения проблемы
художественной целостности именно как взаимосвязи единства, множественности и единственности отдельного художественного произведения и проявляющейся в нём диалектики универсальности и оригинальности: "…основной закон поэзии есть оригинальность(в древнем искусстве это имело отнюдь не такой смысл)… пока история не воспроизводит мифологии в общезначимой форме, остаётся основное требование, чтобы сам индивидуум создавал себе свой поэтический мир, а поскольку общая стихия нового времени – оригинальность, то вступает в силу закон, по которому чем произведение оригинальнее, тем оно универсальнее; только от самобытности необходимо отличать узкое своеобразие" (с. 148—149).
Произведение как
художественная целостность оказывается здесь выражением первоначального единства поэзии и действительности, их конфликтного разделения и, несмотря ни на что, сохраняющихся нераздельности и неслиянности.
Возникновение
художественной целостности как первоэлемента, как «определяющей точки» (Гёте) творческого создания одномоментно и нераздельно содержит в себе мирообразующий и текстообразующий исток, и смыслопорождающую направленность, и формоорганизующую перспективу.
Эта перспектива саморазвивающегося обособления, развёртывания и завершения
художественной целостности в творческом создании естественно ставит вопрос о понятии, наиболее адекватно передающем целое этого создания.
Понятие о произведении как
художественной целостности содержит в себе не только возможность, но и эстетическую законность, даже необходимость полижанровости и полистилистики.
Художественная целостность выступает не как организующий принцип, навязывающий элементам произведения схему их организации, своего рода «идею порядка», а как нечто внутренне присущее этим элементам, точнее, присущее процессу и энергии их взаимодействия.
Впрочем, здесь не вполне подходит количественный учёт по принципу: часть – целое, ибо в этих взаимопереходах осуществляется движение
художественной целостности, необходимой формой воссоздания которой может стать, например, фрагментарность текста.
Также требует к себе исследовательского внимания конкретизация основных характеристик
художественной целостности в структурно-композиционном строении литературного произведения, например в «ромбической» модели отношений его слоёв или уровней: от первоначального единства ритма к обособлению фабулы и сюжета, изображаемых событий и их субъектов, а также событий и субъектов их словесного изображения, а затем к преображению этой множественности в личностное единство (или триединство) автора – героя – читателя с их суверенной совместностью, взаимообращенностью и глубинной неделимостью.
Осмысление
художественной целостности связано также с идеей органичности 28 и сверхорганичности художественного произведения в его противопоставленности как механизмам, конструкциям, так и природным организмам.
Поэтому
художественная целостность должна соотноситься с «началами» и «концами», с «первой» и «последней» мировой целокупностью в различных формах её жизненного выявления во множестве целых, обращённых друг к другу на основе единого, развивающегося и в последней глубине своей неделимого бытия, во внутренней связи природной органичности и сверхприродного, культурно-творческого общения и созидания.
Перед ними стояла задача дополнить произведение, не нарушая
художественной целостности.
Один из критериев выделения детали из художественно-смыслового континуума произведения – возможности рассматривать её как самостоятельный смысловой план, то есть самостоятельную
художественную целостность, что описывается в главе 2 на примере живописи символизма.
Каким образом различные стороны нашей познавательной способности участвуют в формировании
художественной целостности, как их противопоставление может вылиться в восприятие изолированного аспекта образа – таковы вопросы, затрагивающиеся в указанном направлении.
Важным результатом научных исследований стало, во-первых, осмысление цикла как системной структуры и анализ способов создания циклической целостности, во-вторых, разграничение цикла как жанрового образования, то есть совокупности произведений одного автора, имеющих признаки единства, и циклизации как тенденции к объединению произведений в различные типы и формы
художественной целостности – от собственно цикла до подборки; в-третьих, понимание того, что цикл предполагает большое количество вариантов, обусловленных творческой индивидуальностью, авторскими задачами, родовой природой произведений, образующих цикл, типом художественного сознания и, наконец, эпохой.
Оттолкнувшись от риторической конвенциональности литературы традиционального типа, творческая рефлексия стимулировала формирование установки на вненормативное сотворение
художественной целостности, принципиально аналогичное саморазвитию внелитературной исторической реальности.
Согласовать это с транспортной полицией – немаленькая головная боль, но нужна реальная местность, иначе мы лишимся всякого подобия
художественной целостности.
Время от времени ему и самому-то это казалось, так как мнительностью его природа не обделила, и он, чтобы не разбрасываться, чтобы порядка ради наметить цель и двинуться, нет-нет да чертил прутиком по жёлтой, в пушинках и пятнистых лиловых тенях дорожке какие-то линейные схемы, вот-вот готовые подбить хотя бы предварительные итоги поиска, однако догадывался, да и надеялся вскоре убедиться в том на собственном, пусть небогатом пока сочинительском опыте, что отягощённые метафизикой образы – на другие ни за что бы не согласился – всплывут-таки из разбуженного случаем подсознания, всплывут сквозь вязкое крошево событий, чувств, настроений, которые то и дело отцеживались, чтобы их опять перемешивать, ну а сборка дома из трухи наперекор научным рекомендациям, подстрекалась исключительно творческой наглостью, а вовсе не негодной попыткой выслужиться в неурочный час в глазах ошарашенного начальства, усердием не по чину, или, попросту говоря, необъяснимым для человека без связей могуществом, но была всего лишь симптомом внутреннего раскрепощения, обещанием вырасти и утвердиться в своих глазах, прозрев не ждущую поощрений в административном приказе
художественную целостность…
– Это вопрос
художественной целостности. Грани моего функционального лица куда гармоничней и драматичней, чем у твоей физиономии.
В итоге твой фильм приобрёл дополнительную выразительность, тонкий подтекст, удивительную
художественную целостность и заиграл новыми красками.
Именно поэтому научный анализ произведения является «дважды относительным» познанием
художественной целостности: кроме того, что неисчерпаемость смыслов невозможно свести к системе, при таком познании адекватное восприятие эмоций – сопереживание – выносится «за скобки».
Главные герои на этих раскадровках смотрелись бы уместно, так что за
художественную целостность фильму однозначно плюс.