10 кейсов для подготовки к школьному и муниципальному этапам ВсОШ по литературе

Н. Левитская

Пособие разработано тренерами сборной ВсОШ Московской области. Положенная в основу методика подготовки позволила Московской области занять второе место по РФ в 2021 и 2022 гг. Пособие написано в формате кейсов, включающих план, перечень необходимых для анализа литературоведческих категорий, примеры использования при интерпретации текстов, что даёт возможность не только систематизировать теоретический литературоведческий материал, но и овладеть литературоведческой компетенцией.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 10 кейсов для подготовки к школьному и муниципальному этапам ВсОШ по литературе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Кейс №2. Хронотоп

План

1.Время создания текста

2.Историко-литературный контекст

3.Категория времени

4.Художественное время

Время создания текста

Литература — это искусство временное. Каждое литературное произведение создаётся в определённое время (время создания) и несёт приметы этой эпохи. Текст несет в себе ауру эпохи и сохраняет о ней память. Понять время этом помогают культуремы (атомы культуры).

Текст всегда встроен в определённый историко-литературный контекст.

Историко-литературный контекст — это исторические условия, в которых конкретное произведение было задумано и написано и которые неизбежно накладывают отпечаток на автора, а значит, и на само произведение: от прямых или скрытых отсылок и аллюзий до прямого влияния на выбор темы/формы/сюжета, выражение мыслей и т. д. Историко-литературный контекст необходим для рассмотрения текста в диахроническом аспекте

Повествовательное и художественное время

Эпические произведения передают события в прошедшем времени, повествование ведётся из условно настоящего времени.

Повествовательное время — это длительность рассказа (акта повествования).

При изучении текста исследуется интенция (намерение автора сообщить информацию), она проявляется в содержательной связности и последовательности изложения. Это есть художественное время. Художественное время по закону поэтической экономии короче реального.

Различаем:

1. Повествовательное время — художественное время.

2. Завершённое и незавершённое время.

3. Время абстрактное и конкретное.

События произведения развиваются во времени. С помощью грамматических форм показано распространение пространства во времени (хронотоп).

Художественное время может иметь чёткие и размытые временные границы: Л. Н. Толстой, «Война и мир» — жизнь русского общества с 1805 — 1820-е (чёткие); А. П. Чехов, «Хамелеон» — изображение дореволюционной жизни и нравов провинциального городка (размытые).

Время может носить условный характер (роман Е. Замятина «Мы», действие которого происходит в XXII веке).

Художественное время многомерно. Устанавливается условно настоящее время повествователя, которое соотносится с повествованием прошлого или будущего героя. Действие может происходить в разных временных пластах: М. Булгаков «Мастер и Маргарита».

В произведениях может быть смещение времени. Обращение к прошлому называется ретроспекцией.

Художественное время может быть непрерывным и дискретным. Время может останавливаться: пример — роман Е. Водолазкина «Лавр». Время может расширяться и сужаться. Пример расширения времени: п. «Вешние воды» Тургенева (крупным планом показана любовь Санина к Эмме)

Художественное пространство — «модель мира, выраженная на языке пространственных представлений авторов». (Ю. Лотман)

Виды пространства. Оппозиции:

Миметическое — фантастическое

Реальное — воображаемое

Пространство конкретное — условное

Сжатое — объёмное

Замкнутое — открытое

Земное — космическое

Внешнее — внутреннее

Географическое — онейрическое

Образы пространства — топос (пространство, характерное для какой — либо среды) и локус (конкретное малое пространство)

Хронотоп — связь времени и пространства (по М. Бахтину)

Примеры и некоторые разновидности хронотопов:

Дом — место покоя

Дорога — место временного движения

Перекрёсток — место и время встреч

Идиллический хронотоп — напр., время в родительском доме

Авантюрный хронотоп — испытания в чужом пространстве

Мистерийный хронотоп — погружение в преисподнюю

Карнавальный хронотоп — место временного переворачивания ценностей

Пример №1

Анализ рассказа Е. Замятина «Мамай»

«Мотив движения во времени при отсутствии движения в пространстве — один из сквозных мотивов, связывающих рассказ «Мамай» с другими замятинскими произведениями того же периода. В единую картину с «Мамаем» вписывается рассказ «Дракон» (1918 г): «На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное». Происходит некое нарушение единства: пространство — статично, тогда как время — динамично.

Разрушительная динамика дробит топос некогда цельного, монолитного Петербурга, на локусы, тяготеющие к автономии части («шестиэтажные республики»). Эта раздробленность и отличает Петроград от Петербурга. Петербург — монолитный, а Петроград — разбитый, разорванный. Такую оппозицию выстраивает автор. Она оказывается созвучной оппозиции «день — ночь».

Пример №2

Анализ рассказа С. М. Городецкого «Маскарад»

Хронотоп рассказа не ограничен пространством дома писателя, где собираются, пользуясь святочной свободой, герои литературных произведений. Хронотоп включает условно существующее художественное пространство, где до времени обитали образы, созданные воображением писателя Героева, пока не явились на суд своего автора. Так конкретное пространство, совмещаясь с вымышленным, рождает некоторое новое фантасмагорическое, в котором происходит карнавализация, смена ролей и масок. Если повествовательное время занимает менее суток, то художественное время значительно больше: это невымышленная жизнь книг и их героев, которые многие годы владели умами читателей. Художественное время дискретно. Герои-образы собираются у своего автора. Время ускоряется. Для передачи смены действий масок, которые в спешке покидают хозяйский дом, напоследок прихватив с ёлки сувениры на память, автор использует приём, который позже начнут применять в анимационных фильмах: подвижное изображение через быструю смену последовательности кадров. Покидая дом, «бесшумно дамские ножки нырнули каждая в свою калошу, обмотались в шарфы около шеи кавалеров, накрылось всё шкурами и сукнами и вывалилось все на снег в лапы извозчиков»… Приём ускоренного повествования, с помощью которого передаётся живость действий, совершаемых масками, спешно покидающих дом своего Писателя, напоминает быстрое перелистывание страниц и создаёт комический эффект.

Задание: характеризуйте хронотоп и напишите небольшой текст, включая характеристику хронотопа.

1. Для 9 классов. Рассказ И. С. Тургенева «Муму»

2. Для 10 классов. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

3. Для 11 классов. Пьеса М. Горького «На дне»

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 10 кейсов для подготовки к школьному и муниципальному этапам ВсОШ по литературе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я