Принципиально новым подходом к пониманию нравственного становления личности является
христианская психология, в рамках которой духовность выступает как особый предмет исследования.
И всё же модель человека, предлагаемая
христианской психологией, мне ближе и понятнее, чем прочие варианты.
Новые адепты философской и
христианской психологии отождествляют материализм с позитивизмом.
Преимущество
христианской психологии перед другими версиями психологии жизни в том, что она явно декларирует свои иррациональные основания.
Соответственно, версий
христианской психологии, по крайней мере, не меньше, чем число христианских конфессий.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: присмирелый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Христианская психология, как и прочие версии экзистенциальной психологии, направлена на помощь конкретному человеку, благо рецепты для помощи выработаны практикой христианства и психологам известны.
Симбиоз религии и психологии породил различные версии восточных психотехник, а в западноевропейской и североамериканской культурах возникла «
христианская психология», в основе которой христианская модель человека и его бытия.
Самым пригодным пособием для начертания нравоучения христианского могла бы служить
христианская психология.
Термин «радость» глубоко осмыслен в православной антропологии, и, стало быть, без него не может обойтись и
христианская психология.
Но перед нами не метафизика и не образец
христианской психологии, а современная научная теория личности, не выходящая за пределы науки и психотерапевтической практики в религиозность и использующая выверенные методы познания.
– Религиозныйаспект – вопросы веры как общепсихологический феномен сознания человека (Братусь, Инина, 2011); психологические смыслы православной традиции и святоотеческого наследия (Гостев, 2007); психология веры (Грановская, 2010); религиозно-философские основы духовности (Прыгин, 2018);
христианская психология (Слободчиков, 2007); православное духовно-религиозное направление – исихазм (Хоружий, 2016) и др.
Собственно, сам процесс покаяния с точки зрения парадигмы
христианской психологии есть не что иное, как отслеживание основных страстей, паразитирующих на уровне тела, души и духа подобно сорнякам для их искоренения.
Что же представляет собой покаяние с торчки зрения христианства и парадигмы
христианской психологии?
Что следует из всех этих святоотеческих определений качеств души применительно к
христианской психологии?
Вместе с тем наиболее значимые представители этого направления в настоящее время ставят своей целью разработку теоретических оснований
христианской психологии, попытку «интеграции научно-психологических и христианских знаний о человеке», при этом в реальности сопоставляются представления, характерные для отечественной психологической традиции, и весьма выборочно освоенные богословские идеи.
Как показала жизнь, данный подход и ориентация на святоотеческое наследие и согласное учение отцов церкви о душе, впоследствии полностью себя оправдал, поскольку позднее в
христианской психологии на всём постсоветском пространстве начались те самые нежелательные процессы секуляризации, формализации и ухода в отдельные практико-ориентированные направления с подменой подлинно христианского святоотеческого наследия более поверхностным гуманистическим и академическим базисом.
Многое я увидел в возможностях
христианской психологии, и поэтому решил познакомиться с содержанием этой книги и даже написать к ней предисловие.
Священники в данной ситуации получали от
христианской психологии значительную помощь и облегчение в работе, поскольку частично снимали с себя не свойственные функции кризисных психологов и могли в ряде сложных ситуаций рекомендовать своим прихожанам и страждущим соответствующую православно-психологическую литературу и специалистов – психологов.
Связано это было именно с тем, что именно в этих направлениях психологической помощи очень требовался не светский, а нравственно-ориентированный христианский подход и
христианская психология оказалась именно тем инструментом, который в наибольшей степени удовлетворял данный социальный запрос.
Таким образом, перед нами стояла задача не посрамить честь отечественной
христианской психологии, а попытаться её по возможности осовременить и адаптировать для современного восприятия и понимания через призму психологии научной.
Таким образом,
христианская психология, как своего рода альтернатива обрядоверию и нравственному богословию, будучи больше введением в антропологию, аскетику и мистическое богословие, на долгие годы была под негласным «запретом» церковного руководства и священноначалия в угоду массовой религии.
Но важно подчеркнуть, с позиции
христианской психологии, что проявления миротворчества, любви, заботы –это то, что обязан каждый, кто работает в детском доме.
Таким образом, принцип покаяния или «метанойи» является по существу ключевым и в то же время универсальным способом изменения сознания в парадигме нравственно-ориентированной
христианской психологии.
Сохраняя в целом преемственность по отношению к отечественной психологической традиции, представители «
христианской психологии» зачастую воспринимают и радикализируют те оценки, которые выносились «буржуазной» западной науке в рамках последней.
Мне, как человеку, много лет работающему в области научной психологии, трудно писать о книге, посвящённой религиозной
христианской психологии.
Задача этой книги расширить представление о курсе основ
христианской психологии, как очень важном направлении помощи нуждающимся и попытаться донести до сознания читателя предельно правильное представление о сути святоотеческой христианской психологии, как наиболее верном знании об устройстве души, методологии изменения состояния души и высшем предназначении человека.
Христианская психология направлена прежде всего на искоренении греха.
Основание для обобщения и формулирования основных законов пастырской психологии заключается в существенной общности психологии пастырской с
христианской психологией.
Возвращаясь к истокам создания клуба, школы и курса «Теоретические основы
христианской психологии», хочется обязательно сказать о том, что создание этого курса носило подлинно соборный характер, поскольку все темы обсуждались соборно на заседаниях клуба и по существу все присутствовавшие, среди которых были преимущественно воцерковлённые специалисты, имеющие высшее психологическое образование, принимали участие в выработке тех или иных подходов и концепций.
Наряду с аспектами догматического и вероучительного характера, параллельно в книге освещаются наиболее деликатные вопросы научно-практического характера, среди которых понимание травмы души и психики, принцип эмпатии и беспристрастности, соотношение душепопечения и
христианской психологии и др.
В настоящей книге впервые в теории и практике
христианской психологии рассматриваются такие специфические понятия как «кокон» души в аспекте метасети духовного сознания, «точка сборки» в аспекте духовного сердца или центра концентрации сознания и восприятия, второе внимание в аспекте «внимания сновидения» (зрительной и восхищенной молитвы).
Таким образом, покаяние в свете парадигмы нравственно-ориентированной
христианской психологии есть процесс глубокой трансформации когнитивной сферы за счёт освобождения от влияния страстей, составляющих основу «ветхого» человека в направлении раскрытия потенциала человека «нового», как искупленного.
Данный подход сопоставляется с подходом современной «
христианской психологии», автор пытается найти способы его актуализации.
Поэтому можно сказать, что духовная
христианская психология – это психология благодати и бездны, имеющих религиозно-нравственное истолкование.
В отличие от основного курса теоретических основ
христианской психологии, который был сосредоточен вокруг психологии первичного обращения ума к вере и переходе с телесного уровня осознания на душевный посредством «первого когнитивного порога», данный материал помогает понять суть психологии высшего подвижничества и перехода от душевного уровня осознания к духовному посредством преодоления второго когнитивного порога.
Я поначалу не подозревал, что подвижничество
христианской психологии, простая молитва за грешников может выбить камень из фундамента «тирании покаяния», на которой, похоже, современная цивилизация и держится.
Третьим важным направлением рецепции могло бы стать критическое восприятие современной психологии религии в рамках развивающейся в постсоветский период «
христианской психологии».
Таким образом, с точки зрения парадигмы
христианской психологии покаяние – это раскрытие и познание ёмкости сердца* и содержания пространства души, которое прежде было закрыто для доступа рассудка и рационального мышления.
Отмечено появление нового направления –
христианской психологии, контуры которой все больше обозначаются к середине 90-х гг.
Данная книга является завершающим дополнением к учебному курсу «Теоретические основы
христианской психологии» и представляет собой подборку статей по высшим аспектам христианской психологии, связанным с пониманием наиболее сложных понятий и категорий – сети духовного сознания, духовного сердца (точки сборки), второго внимания (внимания сновидения), умного делания, духовного домостроительства и др.
Таким образом данное написание предельно углубляет представление о
христианской психологии в аспекте высшего познания сути и природы энерго-информационных и сетевых процессов, протекающих в душе.
Христианская психология базируется на святоотеческом учении о человеке.