Я убеждён, что в этой области можно добиться серьёзных успехов, если заняться систематическим сравнительным исследованием
фактов городской среды на основании предпринятой здесь попытки классификации.
Повторю, здесь я собираюсь рассматривать эту конкретику через архитектуру города, через форму, поскольку, как мне кажется, именно в ней выражаются все стороны
фактов городской среды, в том числе и их происхождение.
То есть изучение постоянных и универсальных сил, воздействующих на все
факты городской среды.
В них прослеживается возможность гораздо более полного познания
фактов городской среды, отличного от того, к чему мы привыкли, и теперь нам следует определить, насколько это соответствует действительности.
Как связаны
факты городской среды с произведениями искусства?
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мазчик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Это понимание города – точнее,
фактов городской среды – как произведения искусства присутствует в урбанистических исследованиях.
И так нужно работать со всем массивом
фактов городской среды.
Сейчас, не обращая внимания на психологические стороны вопроса, я утверждаю, что
факты городской среды сложны сами по себе, их можно анализировать, но они с трудом поддаются определению.
Я не сомневаюсь, что полемика между утопическим и научным социализмом во второй половине XIX века – это важный материал для изучения, но мы не можем рассматривать её в чисто политическом аспекте: необходимо соотнести её с реальными
фактами городской среды, иначе картина получится сильно искажённой.
Мы остановились всего на одном
факте городской среды, и вот перед нами уже возник целый ряд вопросов; в основном они связаны с такими обширными темами, как индивидуальность, локус, структура, память.
Городскую архитектуру сегодня можно рассматривать с двух разных сторон; в первом случае мы можем уподобить город масштабной конструкции, инженерному или архитектурному сооружению, более или менее крупному, более или менее сложному, растущему во времени; во втором случае мы исследуем более отдельные объекты,
факты городской среды, обладающие собственной архитектурой и собственной формой.
Да они и не могли поступить иначе, учитывая предпосылки, от которых они отталкивались; все эти исследователи откладывали на потом анализ конкретики, присутствующей в отдельных
фактах городской среды.
Это может ограничить нашу задачу; возможно, она состоит, главным образом, в том, чтобы описать тот или иной
факт городской среды как сооружение, как конструкцию.
Художественность
фактов городской среды тесно связана с их качеством, с их исключительностью; а значит, с их анализом и определением.
Размышляя над разработкой подобной программы, я попытался особенно подробно рассмотреть вопросы истории и методы описания
фактов городской среды, отношения между отдельными местными факторами и структурой городов, определить основные силы, действующие в городах, – силы, постоянно влияющие на все аспекты городской жизни.
В действительности в исследованиях города существует два совершенно разных подхода, и было бы полезно их изучить, начиная с истории греческих городов и противопоставления платоновского государства и аристотелевского анализа конкретных
фактов городской среды.
Но в рамках наук, к которым я обратился, мы можем наблюдать более широкий, более масштабный и полный анализ
фактов городской среды; он рассматривает город как «человеческий феномен par excellence» и, вероятно, затрагивает и те аспекты, которые можно познать, только непосредственно «прожив» тот или иной факт городской среды.
Таким образом, в урбанистике невозможно переоценить «монографическую» работу – исследование отдельных
фактов городской среды.
Исходя из этой предпосылки, я попытался выработать метод анализа, который позволил бы объединить весь изученный мною материал по единому критерию; этот метод основывается на изложенной здесь теории
фактов городской среды, на восприятии города как сооружения и на разделении его на первичные элементы и жилую зону (area-residenza).
Теоретическое представление о
факте городской среды всегда будет несколько отличаться от знания того, кто «проживает» этот факт.
Открытия современной антропологии в области социальной структуры первобытных поселений ставят новые вопросы перед исследователями планировки городов, заставляя рассматривать
факты городской среды в свете главных причин их возникновения и развития.
Я уверен, что история архитектуры и реальных
фактов городской среды всегда связана с историей господствующих классов; было бы интересно посмотреть, каким образом и в какой степени революции предлагают свой собственный конкретный способ организации города.
С другой стороны, описание формы представляет собой совокупность эмпирических данных нашего исследования и может производиться с помощью методов наблюдения; описание формы отдельных
фактов городской среды – это часть морфологии города, но не более чем её отдельный элемент или инструмент.
При исследовании определённого
факта городской среды нам становится проще понять это, и в результате этого исследования перед нами выстраивается целый ряд проблем; кроме того, начинают просматриваться и менее ясные вопросы, связанные с качеством и особой природой каждого факта городской среды.
Иными словами, когда мы анализируем
факты городской среды как они есть, как конечный результат сложного процесса, принимая во внимание все детали этого процесса, которые не включают в себя ни история архитектуры, ни социология, ни другие науки.
В некоторых трудах, касающихся индивидуальности и структуры отдельных
фактов городской среды, был поставлен ряд вопросов, совокупность которых, как мне кажется, составляет систему, подходящую для анализа произведений искусства.
Так, мы осознаём, что если бы
факт городской среды, который мы рассматриваем, был создан недавно, он не имел бы такой ценности; в этом случае, может быть, мы могли бы оценивать его архитектуру саму по себе, говорить о его стиле и форме, но в нашем распоряжении не было бы того богатства мотивов, благодаря которым мы выделяем определённый факт городской среды.
Хотя целью этого исследования является определение природы и характеристик
фактов городской среды, уже сейчас можно сказать следующее: мы признаем, что в природе фактов городской среды есть нечто, что делает их очень похожими – и не только в метафорическом смысле – на произведения искусства; они представляют собой структурированную материю, однако же не сводятся к одной лишь материи: они играют не только пассивную, но и активную роль.