Оно понимается как
трансцендентальная рефлексия и даёт самодостоверное интуитивное знание.
Следует отметить, что
трансцендентальная рефлексия позволяет не только раскрыть особенности организации сознания и опыта, но также сама является неким организующим началом.
Кант выделяет две формы рефлексии: логическую рефлексию, осуществляющую сравнение представлений без реализации познавательной способности, и
трансцендентальную рефлексию, благодаря которой представления сравниваются друг с другом, одновременно соотносясь с познавательной способностью (с чувственностью или с рассудком).
Ю. О. Орлова (2006) указывает на то, что кантовское «состояние»
трансцендентальной рефлексии в определённом смысле аналогично аристотелевскому истолкованию «мышления мышления» и выступает в общем ряду опыта сознания как событие дискретное и случайное.
Трансцендентальную рефлексию невозможно обнаружить, она сама – инстанция конституирования.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: водолюб — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Для объяснения феномена рефлексии философ вводит термин «
трансцендентальная рефлексия», под которым понимает «акт непосредственного постижения, интуитивного схватывания объекта».
Конечно,
трансцендентальная рефлексия не является и аффицированием, это специально организованное внимание, этим она похожа на деятельность.
Таким образом, аффицирование и
трансцендентальная рефлексия не укладываются в модель трансцендентального субъекта как абсолютного наблюдателя, обладающего жёстким зрением, возможностью видеть за спиной, способностью к творческому созерцанию.
Трансцендентальная рефлексия может быть присуща только конечному, не-субстанциональному субъекту, это произвольная, сознательная реализация субъектом своей не-субстанциальности, это практикование не-творчества, конечности и обусловленности предпосылками, аскеза и самодисциплина.
Корреляция, или сам трансцендентальный ход мысли, осуществляется
трансцендентальной рефлексией.
Этим выпадением из объективного времени опыта, предполагающего строгую последовательность «до» и «после», причины и следствия,
трансцендентальная рефлексия сходна с аффицированием.
Кантовское понимание
трансцендентальной рефлексии в корне отличается от гегелевского понимания рефлексии.
Трансцендентальная рефлексия по отношению к предметному действию (мышлению) не занимает никакого времени и выполняется «одновременно» с ним.
Исходя из этого, можно было бы считать
трансцендентальную рефлексию спецификацией трансцендентального познания.
Таким образом,
трансцендентальная рефлексия обосновывает и логическую, и эмпирическую рефлексии в трансцендентальном единстве апперцепции «Я мыслю».
Этим
трансцендентальная рефлексия исключает возможность изменения «субъекта» по аналогии с изменениями во внутривременном, как «изменения пребывающего», и тем самым исключает возможность его «превращения» в субстанцию.
Третий уровень рефлексии – рассмотрение «амфиболии рефлексивных понятий» – подтверждает то, что время есть основное средство
трансцендентальной рефлексии.
Трансцендентальная рефлексия как специально организованное внимание ближе не к зрению, а к слуху.
Вторая метафора, позволяющая приблизиться к кантовскому пониманию
трансцендентальной рефлексии, – оптическая метафора «мягкого зрения» или зрения с использованием правого полушария.