Поскольку процесс воспоминания в значительной степени зависит от контекста конкретной ситуации и эмоционального настроя, важно создать благоприятные условия в настоящей
терапевтической ситуации.
Если терапевт в такой момент молчит, он помогает проживанию необходимой в
терапевтической ситуации асимметрии, но в то же время в зависимости от обстоятельств вызывает переживание страха, беспомощности или неуверенности.
Они частично основываются на рабочих рамках, частично на особенностях терапевтической коммуникации и обозначают, что после первой беседы и сбора анамнеза должен произойти переход в собственно
терапевтическую ситуацию.
Умение верно (ясно, сжато, образно и т. п.) и адекватно
терапевтической ситуации (т. е. своевременно, с учётом контекста и терапевтических задач) сформулировать эмпатическую реакцию – это комплексная задача, вбирающая в себя навыки коммуникации и концептуализации.
Вне зависимости от симптомов существует много
терапевтических ситуаций, в которых или в самом начале терапии, или в процессе её проведения может быть полезным побудить пациента сменить уровень беседы на уровень представления образа.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: абсолютивный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Исходя из специфических характеристик имагинаций: их универсальности, аффективной способности проживания переживаний и эстетического измерения (глава 2) – КИП-психотерапевту становится понятно, нужно ли использовать имагинации в терапии и при каких ниже приведённых симптомах и
терапевтических ситуациях это наиболее целесообразно.
Это такие
терапевтические ситуации, как, например, постоянно повторяющиеся описания, «хождение вокруг да около», участившиеся фазы тишины или выраженное стремление к обесцениванию, то есть терапевтические ситуации с очевидным сопротивлением переносу.
Кернберг в своей статье (Kemberg, 1965) пишет о том, что, по мнению вышеупомянутых авторов, расширенный (всеобъемлющий) подход к контрпереносу позволяет детскому аналитику видеть пациента, его родителей и
терапевтическую ситуацию в наиболее полном виде.
И, наконец, Брэнделл (Brandell, 1992, р. 2) отмечает, что «различия в переживании контрпереноса чаще всего связаны с такими факторами, как личностные характеристики пациента и терапевта, а также уникальный характер бесед между субъектами в определённой
терапевтической ситуации», они не зависят от того, какие из двух методов лечения используются (например, детская психотерапия или детский психоанализ).
Ведь запрос клиента – это то, что создаёт
терапевтическую ситуацию и даёт нам право задавать необычные вопросы, вторгаться, в каком-то смысле, во внутреннее пространство клиента.
Механизмы функционирования семьи как системы воспроизводятся в
терапевтической ситуации.
Эти факты имеют решающее значение в любой
терапевтической ситуации, связанной с ожирением.
Как уже было сказано выше, и обучающая «супервизия», и «супервизия»-психотерапия могут лишь выиграть от явного присутствия супервизора в
терапевтической ситуации.
Но мне кажется, что необходимо поднять кондора нашего внимания на определённую высоту «равномерного парения», чтобы оттуда обозревать всю
терапевтическую ситуацию в целом, чтобы видеть оттуда всё терапевтическое плато, включающее не только объекта-пациента.
Каждая
терапевтическая ситуация требует соответствующей клинической оценки и выработки новых или изменений уже существующих техник в соответствии со множеством уникальных клинических переменных.
Более того, психотерапевту, занимающему гибкую профессиональную позицию, в процессе психотерапии приходится передвигаться по этому континууму, сообразуясь с
терапевтической ситуацией, состоянием искателя, да и своим собственным.
Наделён эмпатией, отличающийся лёгкостью в налаживании контактов, умением войти в положение человека, нуждающегося в помощи, умением вести профилактические беседы и активно слушать собеседника, умеющий тонко оценить
терапевтическую ситуацию.
В теории приём активного слушания кажется эффективным, и он на самом деле отлично работает в
терапевтических ситуациях или при захвате заложников – тогда, когда применяется третьей стороной, у которой есть возможность дистанцироваться от проблемы.
Представленные нами метод и приёмы работы требуют от терапевтов спонтанности, позволяющей модифицировать их под конкретные
терапевтические ситуации.
Хорошо знает литературу и возможности её воздействия на участника библиотерапии в определённой
терапевтической ситуации.
То есть мы с необходимостью должны принять во внимание психический аппарат пациента (параметры частицы), поведение этого аппарата в его данности (собственное поведение частицы), поведение этого поведения в данности
терапевтической ситуации (поведение частицы в условиях эксперимента) и, наконец, саму терапевтическую ситуацию (поведение этого двоякого поведения для экспериментатора, дополняющего результаты эксперимента своей сознательной и неосознанной деятельностью).
Хотелось бы подчеркнуть, что внимание должно принадлежать терапевтическому инструменту, но не должно направляться в
терапевтической ситуации на сам терапевтический инструмент, т. к. внимание не может быть «вещью в себе»… ибо в таком случае становится принадлежностью либо объекта-пациента, либо объекта-терапевта.
В
терапевтической ситуации следует избегать этой позиции.
Поэтому можно сформулировать такой парадокс – чем больше супервизор находится внутри
терапевтической ситуации, тем больше терапевт может потом быть вне неё и сам занять по отношению к ней супервизорскую позицию.