В таких условиях состояние ребёнка
с комплексным нарушением ещё более отягощается сенсорной и психической депривацией и расстройством привязанности.
Имеет большой опыт работы с детьми
с комплексными нарушениями развития.
Однако помимо знаний из различных областей специальной психологии и педагогики, педагог, работающий с детьми
с комплексными нарушениями, должен обладать рядом личностных качеств.
Значительную часть среди детей
с комплексными нарушениям составляют преждевременно родившиеся дети, но причину недоношенности не всегда удаётся выявить.
Это дети с тяжёлыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, с ранним детским аутизмом,
с комплексными нарушениями, с поведенческими расстройствами.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: эндопротезирование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
До недавнего времени некоторые группы детей
с комплексными нарушениями раннего и дошкольного возраста не получали совсем или получали очень ограниченную психолого-педагогическую помощь.
Значимой проблемой в организации и осуществлении помощи данной категории детей является нехватка специалистов, подготовленных к работе с детьми
с комплексными нарушениями.
Исследования отечественных и зарубежных учёных свидетельствуют о значительной разнородности группы детей, обозначаемой как дети
с комплексными нарушениями.
Цель данного учебного пособия – ознакомить студентов с теоретическими основами изучения детей
с комплексными нарушениями, организацией, содержанием и методами психолого-педагогической помощи, подготовить их к практической работе с данной категорией детей раннего и дошкольного возраста.
Это школы для неслышащих (глухих), слабослышащих, незрячих (слепых), слабовидящих, детей с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушениями двигательной сферы, лиц с нарушениями интеллекта, для детей с задержкой психического развития и для детей и подростков
с комплексными нарушениями развития.
Значительное количество детей
с комплексными нарушениями в рамках каждой категории лиц с отклонениями в развитии делает очень актуальной проблему разработки теоретических основ обучения, организации медицинской и психолого-педагогической помощи, создания программно-методических материалов.
Кроме того, выделяются специальные отрасли, связанные с решением социальных задач развития, обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, детей с эмоциональноволевыми расстройствами и нарушениями поведения, а также детей
с комплексными нарушениями развития (слепота и глухота и др.).
Несмотря на то что социально-образовательные условия имеют очень важное значение для развития ребёнка
с комплексным нарушением, возможности его адаптации в окружающей среде и обучения определяются в первую очередь органическими поражениями.
На современном этапе развития образования наряду с традиционными возникают новые формы дошкольного воспитания и обучения детей
с комплексными нарушениями, появление которых обусловлено изменившимися социально-экономическими условиями, большей открытость общества, изменением позиции родителей.
Появление новых форм помощи детям
с комплексными нарушениями, реализация разнообразных методических подходов, развитие новых технологий, безусловно, требуют уточнения имеющихся принципов классификации сочетанных нарушений и рассмотрения новых, развиваемых в связи с переосмыслением концептуальных основ организации и содержания психолого-педагогической помощи.
Выявлена зависимость эффективности абилитации и реабилитации лиц
с комплексными нарушениями от времени начала оказания медицинской, педагогической и психологической помощи, организации развивающей и образовательной среды, включённости семьи в процесс обучения и воспитания ребёнка с комплексными нарушениями.
Классы и группы для детей со сложными нарушениями в специальных школах и дошкольных учреждениях как форма коррекционной помощи детям
с комплексными нарушениями существуют достаточно длительное время и являются традиционными.
Для детей
с комплексными нарушениями, которые вследствие объективных причин не могли посещать специальную школу (тяжёлые двигательные нарушения, текущие психические заболевания), организуется надомное обучение, что диктовалось задачами всеобуча детского населения.
Воспитание и обучение детей
с комплексными нарушениями входит в перечень дисциплин специальной педагогики, базируется на многих общих дидактических принципах и методических подходах и вместе с тем содержит значительное своеобразие, обусловленное спецификой развития, связанного с сочетанием у одного ребёнка нескольких тяжёлых первичных нарушений.
Даже в рамках одного возрастного периода имеются значительные различия в развитии детей
с комплексными нарушениями, так как нарушения, возникшие в возрасте двух-трёх лет, обусловливают большее отставание и большую выраженность вторичных и последующих нарушений, нежели те сочетанные расстройства, которые возникли у ребёнка пяти-семилетнего возраста.
Совокупность сенсорных, интеллектуальных, двигательных, речевых нарушений, расстройств эмоциональной сферы в значительной мере препятствует развитию самостоятельной жизнедеятельности лиц
с комплексными нарушениями в обществе.
Педагогу следует иметь в виду большое разнообразие вариантов психофизического развития, понимать, что дети
с комплексными нарушениями, даже имеющие одинаковый набор нарушений, будут иметь различный уровень психофизического развития.
Одной из ведущих тенденций развития специальной педагогики является возрастающее внимание специалистов к проблеме воспитания и обучения детей
с комплексными нарушениями развития, прежде всего оказание психолого-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста.
Категория детей
с комплексными нарушениями крайне разнообразна по структуре, степени и характеру проявлений.
Теоретические подходы к коррекционно-развивающей работе реализованы в практической части исследования в разработке вариативных организационных форм помощи детям данной категории, построении программы воспитания и обучения дошкольников
с комплексными нарушениями в развитии, моделировании индивидуальных коррекционно-развивающих программ, описании разнообразных методов и приёмов коррекционно-педагогической работы.
Моделирование образовательных программ, разработка концептуальных основ коррекционной помощи дошкольникам
с комплексными нарушениями предполагают анализ современных педагогических терминологических понятий, прежде всего сущности понятия «образование» как наиболее широко используемого в общей и дошкольной педагогике в настоящее время.
Разработанная система коррекционно-педагогической помощи дошкольникам
с комплексными нарушениями опирается на общедидактические и специальные принципы, построена с учётом целей и задач дошкольного воспитания; социальной ситуации развития и ведущей роли взрослого в социализации детей данной категории; характера ведущих форм деятельности; особенностей психофизического развития детей данной категории.