Модернистские установки – отрицание культурного наследия, преувеличение роли
субъективного начала и формы в искусстве.
Однако в процессе изысканий некоторые исследователи, подчёркивая
субъективное начало практической деятельности, стали игнорировать её объективный аспект, полностью уйдя в субъективизм.
Превращение объективности мира в научно-религиозный фетиш, отрицание
субъективного начала человека, соответственно, замена субъектно-объектной полярности человеческого познания объектной или объективистской односторонностью приводят не только к невозможности разрешить тайну человеческого сознания (и самосознания), но и к отрицанию, по существу, самой проблемы сознания и самосознания.
Художественное творчество отличается от научного направленностью на выражение
субъективного начала; в художественном произведении обязательно присутствует субъективное видение художника.
Отъединённая от «я», нетронутая, не преображённая
субъективным началом условность в них часто проступает в полной наготе, можно даже сказать, опустошённости, что производит более величественное и страшное впечатление, чем любое самоволие.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: окучиваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Отсюда замедленное, преодолевающее различные препоны, внедрение аксиологического подхода к проблемам эстетики, столь же трудное узаконение
субъективного начала в гносеологии художественного мышления и онтологии его произведений.
Всё это стимулировало и поддерживало усиление в литературе
субъективного начала, стремление к воссозданию определённых настроений, тяготение к фантастике и символике.
Этот процесс в определённой степени объективный, но в нём велико
субъективное начало.
Отметим, что характеристика лирической интерпретации произведения невозможна без учёта особенностей указанного выше рода художественной литературы, предполагающего торжество
субъективного начала, ибо в центре такого произведения лирическое «Я» (формы его выражения различны), воздействующее на любой объект действительности, к которому оно прикасается.
Неужели, присоединяясь к креационистской точке зрения, надо предполагать, что истоком, направляющей силой такого стремления является всеобъемлющее
субъективное начало, которое зачастую отождествляется с божественным?
Мы можем стать великим
субъективным началом, а можем быть безликой частью коллективного бессознательного.
Значит ли это, что обрисованный здесь подход непропорционально усиливает субъектное,
субъективное начало мифа в ущерб объективному его зарождению и содержанию?
Пока традиционалисты всех мастей продолжали оживлённую полемику об отражении натуры, о роли сезонной образности, об усилении
субъективного начала в стихе, в поэзии всё громче начало заявлять о себе иное, социологическое направление.
Образ по своей природе идеален, поскольку существует в сознании субъекта, по источнику – объективен, но в связи с тем, что для его представления субъекту необходимо выбрать соответствующую форму его воплощения, т.к. всецело зависит от воли и сознания исследователя (преобладание
субъективных начал).
Одним из способов отказа от уникального личностного субъекта как основы повествовательной техники является гиперобильное нагнетание
субъективного начала.