Как уже было отмечено, в состав
страхового законодательства включены норма гражданского, финансового, административного, налогового права.
Система современного
страхового законодательства представляет собой самостоятельный правовой институт, регулирующий страховые операции и объединяющий гражданское, административное, государственное и финансовое право.
Следует заметить, что современное
страховое законодательство имеет внутреннюю несогласованность.
А именно, в том плане, что в большинстве западных стран развитие
страхового законодательства происходит с помощью принятия нескольких законов, которые призваны регулировать отдельные виды страхования.
Он считает, что страхование – это даже не комплексный правовой институт, так как страховые отношения не представляют собой прочной общности, а комплексный институт
страхового законодательства, совокупность правовых норм.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: фортитул — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Обращаясь к сравнительному анализу, нужно отметить, что
страховое законодательство промышленно развитых стран вызывает большой интерес.
Также в системе
страхового законодательства очень важную роль играют акты локального регулирования, которые подразделяются на индивидуальные и нормативные в зависимости от того, какой характер носят входящие в них предписания.
Состав страховых правоотношений, который включает в себя элементы как гражданско-правовых, финансовых, так и административных и даже конституционных отношений, находит своё отражение в структуре правовых норм, которые составляют межотраслевой правовой институт и направлены на их правовое регулирование и создание единого
страхового законодательства.
Развитие
страхового законодательства должно происходить по наиболее подходящей для него схеме, а именно: кодифицированный акт – специальный закон.
К специальному
страховому законодательству следует отнести федеральные законы, регулирующие отдельные виды обязательного социального страхования.
Спецификой норм общего
страхового законодательства является их известная обособленность.
Таким образом, в российском
страховом законодательстве фактически сложились две параллельно развивающиеся системы.
В-третьих, выделение юридического аспекта страхования способствует дальнейшему совершенствованию отечественного
страхового законодательства и страховой практики.
Поэтому и
страховое законодательство является, в первую очередь, комплексной подотраслью гражданского законодательства.
Страховое законодательство образует единую систему нормативных правовых актов различной юридической силы.
С учётом разделения
страхового законодательства на общее и специальное можно схематично представить его структуру следующим образом (см. схему на стр.41).
Юрист найдёт в ней научно-практический комментарий
страхового законодательства и толкование тех запутанных ситуаций, которыми изобилует практика.
Многие вопросы страхового права носят спорный характер, толкование норм
страхового законодательства не отличается последовательностью и научной обоснованностью.
Исходя из комплексного характера
страхового законодательства, нельзя ограничивать его состав лишь федеральными законами.
Иначе говоря, в области
страхового законодательства нет стройной и иерархичной системы.
Вместе с тем, в работе освещается
страховое законодательство и даётся научно-практический комментарий к нему.
Страховая защита реализуется в рамках конкретного страхового правоотношения, где страховщик за определённую плату (страховую премию) является носителем обязательства произвести страхователю (застрахованному или иному третьему лицу) страховые и другие предусмотренные договором или
страховым законодательством выплаты при наступлении страхового случая.
Иначе говоря, контроль за законностью осуществления страхования (контроль за соблюдением
страхового законодательства) является функцией государства в сфере страхования, но не функцией самого страхования.
Рассмотрим названные признаки в их соотношении с реалиями
страхового законодательства.
Ни о каком «страховом сообществе» ни один из актов
страхового законодательства не упоминает ни одним словом.
При этом следует учитывать, что практика страховой деятельности определяется именно
страховым законодательством.
Юридическая наука изучает
страховое законодательство и страховое право; экономическая наука – глубинные экономические процессы.
При этом
страховое законодательство превратилось в фактор объективной реальности, поскольку именно в соответствии с этим законом функционирует реальное страхование.
К специальному
страховому законодательству относятся федеральные законы, определяющие размер страховых взносов на отдельные виды социального страхования, а также законы о бюджетах и исполнении бюджетов федеральных фондов социального страхования.
На основе критического осмысления целого ряда положений этой науки предлагается иной взгляд на целый ряд правовых конструкций страхового права, а также вносятся предложения по совершенствованию
страхового законодательства.
Нормы гражданского и трудового законодательства, регулирующие определённые страховые правоотношения, также относятся к общему
страховому законодательству.
Специальное
страховое законодательство, регулирующее отдельные виды страхования, может устанавливать как обязательные, так и добровольные формы страхования.
Одна из проблем законодателя заключается в том, что до сих пор не разработана система российского
страхового законодательства.
Страховое законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений в области страховой деятельности.
Отношения, которые возникают между страховщиками, страхователями и другими субъектами страхования, регулируются нормами специального федерального закона, а если этих норм недостаточно, то должны применяться нормы общего
страхового законодательства.
После 1903 г. появились первые издания, которые можно назвать комментариями
страхового законодательства.
Тем не менее и эти нормативные правовые акты корректно относить к специальному
страховому законодательству, поскольку в них речь идёт, в том числе, и о распространении на представителей определённых профессиональных групп условий и норм страхового обеспечения, определяемых общими федеральными законами о страховании.