Каждый вид
спортивной деятельности предъявляет к спортсмену определённые требования.
Обсуждая полученные результаты, прежде всего обозначим особенности психического состояния спортсменов в зависимости от особенностей самих экстремальных условий
спортивной деятельности.
Следующим по влиянию на успешность
спортивной деятельности является тренировочный процесс.
Его физическое совершенство предполагает такой уровень здоровья, физического развития, психофизических и физических возможностей, которые составляют фундамент её активной
спортивной деятельности.
По их мнению, особое место в психологическом обеспечении
спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перечитка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Отрицательная оценка тренера неоднозначно отражается на процессе
спортивной деятельности, поведении спортсмена, по-разному эмоционально переживается.
При этом именно индивидуальный результат конкретной
спортивной деятельности конкретного спортсмена является единственным истинным критерием оценки уровня его специальной спортивной готовности.
Аналогичные процессы наблюдаются в сфере
спортивной деятельности.
Исследователи отмечают, что в силу специфики
спортивной деятельности эта её особенность предъявляет высокие требования как к профессионализму, так и к личности тренера.
Зона аэробно-анаэробных нагрузок в большей своей части является зоной профессиональной
спортивной деятельности.
Казалось бы, с этим трудно спорить, но, как свидетельствует практика спорта, вдруг, на каком-то этапе
спортивной деятельности, этот мотив перестаёт быть главным.
Аналогичный случай – когда главным мотивом
спортивной деятельности становится мотив престижности.
Какая тенденция отмечается в проявлении отдельных социальных функций в зависимости от изменения ценностных ориентаций и поведения всех субъектов
спортивной деятельности?
Исследования взаимосвязи тревоги с успешностью
спортивной деятельности довольно противоречивы.
Таким образом, процесс врабатывания имеет очень большое значение для
спортивной деятельности человека.
Не вызывает сомнений, что, используя специфические средства и методы,
спортивная деятельность позволяет добиться новых качественных результатов развития человека, которые не даны ему от природы.
Затруднять
спортивную деятельность могут явления тревоги, вызывающие напряжение мускулатуры, меняющие выработанный навык.
Социальная значимость
спортивной деятельности заключается именно в том, что она стимулирует стремление к демонстрации новых достижений, являясь действенным фактором спортивного совершенствования.
Чрезмерность тренировочных нагрузок – одна из типичнейших особенностей занятия
спортивной деятельностью.
В результате из-за прекращения
спортивной деятельности у него возникает своего рода функциональный гипертонический криз.
Психология спортсмена и
спортивной деятельности занимает в этом перечне особое положение.
Необходимо знать, в какой мере темперамент благоприятствует и насколько он препятствует достижению успеха на разных уровнях
спортивной деятельности.
Правда, если молодые люди регулярно совершают пробежки (хотя бы по 3 км), то у них, как и у всех спортивных людей, постепенно развивается гипертрофия миокарда, но это не болезнь сердца – просто мышца сердца (миокард) становится более сильной, чем у людей, не занимающихся
спортивной деятельностью, и сердце более мощно выбрасывает кровь в аорту.
Значимость и эффективность психологического воздействия на ход
спортивной деятельности изучались многими отечественными [4, 93, 198, 281, 305] и зарубежными [50, 437, 438, 493] авторами.
Наряду с постоянными, устойчивыми мотивами, составляющими побудительную основу
спортивной деятельности, непосредственная мобилизация на выполнение трудной тренировочной или соревновательной задачи связана с формированием так называемых актуальных или ситуационных мотивов, которые более динамичны, обусловлены меняющимися личными установками спортсмена и зависят от значимости поставленной задачи, внешних условий её достижения, уровня подготовленности спортсмена, настроения и самочувствия.
При изучении общих и частных закономерностей
спортивной деятельности, безусловно, необходима систематизация видов спорта по наиболее характерным для них признакам, связанным с воздействием на человека и проявлением его способностей.
Совокупности типологических, индивидуально-психологических, личностных и субъектных особенностей позволяют устанавливать специфику индивидуального стиля выполнения
спортивной деятельности: особенности разминок, заминок; «жесткость-мягкость» тренировочного процесса; планирование организационной и содержательной стороны тренировочных занятий; приёмы и длительность процедур по восстановлению функциональной и психической свежести; особенности «подвода» к соревнованиям; проявление требовательности к себе во время тренировки (завышенное, адекватное, заниженное).
Психологический климат в спортивном коллективе одинаково важен как в командных, так и индивидуальных видах спорта, т. к. имеет особую значимость в связи с целями
спортивной деятельности – максимальная реализация возможностей спортсмена.
Помимо программы высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации» (специализация «Управление спортом») сегодня они предлагают программы магистерской подготовки «Менеджмент в спорте», профессиональной переподготовки, повышения квалификации спортивных менеджеров по направлениям: правовые аспекты
спортивной деятельности; управление спортивным клубом; маркетинговая стратегия спортивных организаций; финансирование деятельности спортивной организации и другие.
Для обеспечения качественного уровня подготовки специалистов в области спорта целесообразно собрать в единый взаимосвязанный комплекс результаты научных исследований специалистов по разным направлениям
спортивной деятельности, рассматривая систематизированные выборки сквозь призму соответствия имеющимся условиям для их внедрения.
Индивидуализация подготовки спортсмена и контроль переносимости тренировочных нагрузок – не что иное, как условия оптимизации внешних и внутренних факторов
спортивной деятельности с целью повышения продуктивности тренировочной работы.
Уровень развития комплекса психологических свойств и особенностей спортсмена, от которых зависит эффективность осуществления
спортивной деятельности в экстремальных условиях тренировки и соревнований, определяет его психологическая подготовка [96, 212].
Заранее планируя в своём воображении ту или иную ситуацию
спортивной деятельности, спортсмен более осознанно и избирательно будет прилагать волевые, интеллектуальные, физические усилия в определённые моменты своей деятельности.
Здесь основой ситуации могут стать цели, содержание, условия, методы и средства
спортивной деятельности или учебной деятельности в рамках предмета «Физическая культура».
В этих работах было показано, что морфологические особенности спортсменов (частная конституция) оказывают существенное влияние на проявление двигательных возможностей спортсменов (силу, скорость, выносливость), адаптацию к различным условиям внешней среды и выбор
спортивной деятельности и в целом на спортивные достижения.
Однако знание общих закономерностей психологии
спортивной деятельности позволит тренеру не просто брать готовые ответы, а находить «свои решения».
Поскольку общекультурные функции зависят не только и часто не столько от непосредственной
спортивной деятельности, а более всего – от системы межличностных отношений, складывающихся в сфере спорта и вокруг него, их относят к неспецифическим.
Спорт, как и любая другая профессия, относительно независим от соответствующей системы трудовых постов, т. е. спортсмены не перестают быть спортсменами, когда меняют место локации тренировок, их статус также не меняется и в свободное от
спортивной деятельности время – они не перестают быть спортсменами во время каникул или учась в вузе.
Коль скоро
спортивная деятельность представляет собой целостное явление в жизнедеятельности человека, выделяемые структурные элементы (основы) должны функционально объединяться системообразующим фактором, без которого вся структура теряет смысл, свою системность и целостность.
Из этого следует, что в основе психологического обеспечения
спортивной деятельности должна лежать осознанная и профессионально правильно ориентированная совокупность знаний у спортсмена, которая характеризуется использованием понятий и терминологических конструкций.
Много работ того времени посвящено изучению характеристик темперамента, особенностей характера, мотивационной составляющей
спортивной деятельности, самооценки и уровня притязаний, исследованию потенциальных психологических возможностей спортсмена и других качеств, влияющих на эффективность соревновательной деятельности [23, 88, 216].
Можно только сожалеть, что тренеры и спортсмены, как показывает опыт многолетнего общения с ними, часто недооценивают роль психомоторики в сложной двигательной
спортивной деятельности: нельзя её сводить к одним лишь законам биомеханики, более годным для робототехники.
Современные формы
спортивной деятельности стали активно распространяться во всём мире к концу XIX века.
Обращаются к обычным врачам, а те… запрещают
спортивную деятельность.
Однако одни из этих признаков (например, наличие правил, гуманная направленность) не являются специфичными для спортивного соревнования, а другие (например, игровой характер
спортивной деятельности) не присущи некоторым её разновидностям (например, спорту высших достижений).
Продуктом
спортивной деятельности является изменение спортсмена как личности и индивида, спортивные достижения (рекорды, чемпионские звания) и зрелища.
Мотивация
спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, меняющими своё значение на протяжении спортивной карьеры.
На третьей стадии доминируют мотивы самоутверждения и соревнования, связанные со стремлением удержать высокую результативность
спортивной деятельности.
Эта разница в целях и задачах спорта для всех и спорта высших достижений предполагает и принципиально иные подходы к организации
спортивной деятельности.
Многогранность
спортивной деятельности тренера по волейболу делает необходимым широкое использование им в своей практической деятельности принципов и положений различных разделов спортивной педагогики, науки о спорте и отдельных её частных специализаций (теории и методики спортивной тренировки, теории и методики избранного вида спорта, анатомии, физиологии, биохимии, биомеханики, спортивной медицины, психологии), теории управления и организации, социологии спорта [164].