Ещё одной смежной с
социологией наукой является психология. Областью пересечения этих наук является прежде всего проблема человека в обществе.
Саморефлексия отечественной психологической науки свелась преимущественно к общей методологии, в то время как
социология науки здесь представлена лишь её зачаточными формами.
Позднейшие исследования характеризовались, во-первых, введением более сложной модели интерпретации рецензионного суждения, которая учитывала как статус рецензента, так и статус автора рецензируемой книги; во-вторых, стремлением использовать наработки
социологии науки.
Кроме того, многие из моих обобщений касаются области
социологии науки или социальной психологии учёных, хотя по крайней мере несколько из моих выводов выдержаны в традициях логики или эпистемологии.
Отвержение научным сообществом – в первую очередь, проблема
социологии науки.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: полигамический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Отдельно от философии науки и науковедения в этой книге фигурируют
социология науки, наукометрия и др. науки, которые гуляют сами по себе – без какой-либо объединяющей их системы.
Второй же раздел посвящён попыткам более пристального рассмотрения роли «народной социологии» и отдельных типов обыденного социального знания в локальных дисциплинарных контекстах: от изучения опирающихся не только на данные науки, но и на обыденные моральные интуиции подходов к рационализации ценностно-когнитивных дилемм смешанной коммуникации в контекстах экологического знания до «гибридной» социальной и рациональной реконструкции истории новой
социологии науки и описания возможного метода эмпирического изучения факторов, которые определяют обыденные суждения о вине за непредвиденные последствия социального действия, отсылающего к научным концепциям моральной и правовой ответственности.
Контианец до мозга костей, он объявляет
социологию наукой, которая «по самой своей природе является элитистской», в которой первую скрипку играют немногие числом «великие учёные», работающие в «великих университетах».
Таким образом,
социология науки находится в сердцевине нынешнего понимания науки.
Правда, есть ещё одно обстоятельство, о котором суровые ценители наукометрии и эмпирической
социологии науки обычно умалчивают.
При этом не ставится задача подробного историографического исследования процесса её становления или описания текущего состояния в жанре справочного пособия или эмпирического исследования в духе
социологии науки.
Наука как социальный институт является предметом изучения
социологии науки.
Социология науки оперирует иным набором фундаментальных метафор: «наука как политика», «наука как язык», «наука как этикет» и т. п.
Назвать
социологию наукой означает, разумеется, выразить точку зрения, согласно которой социология – это совокупность знаний, полученных на основе исследования своего объекта и организованных таким образом, чтобы можно было предсказывать, а если возможно, то и направлять в будущем поведение объекта.
Социология науки изучает науку как социальный институт, исследует взаимоотношение науки как социального института с социальной структурой: виды сообществ, форм коммуникации, смена научных парадигм, социальные роли учёных, ценностные ориентации, механизмы признания, отношение к другим областям знания – наука и общество, наука и образование, формы коммуникации.
Выбор на индивидуальном и коллективном уровне зависит от ряда внешних факторов, определяемых
социологией науки, но в то же время диктуется осознанной нравственной позицией.