Внутренней территории у культурной области нет: она вся расположена на границах, границы проходят повсюду, через каждый момент её,
систематическое единство культуры уходит в атомы культурной жизни, как солнце отражается в каждой капле её.
Я пытаюсь найти
систематическое единство в рапсодии, в неупорядоченном множестве проблем, отчасти уже целиком осознанных наукой, отчасти понятых наполовину или существующих лишь в виде догадок, а именно с той их стороны, с какой они проливают свет на фундаментальный факт социальной природы всякого знания, его хранения и передачи, его методического расширения и развития.
Он пишет: «Лишь в
систематическом единстве познания, лишь в единстве логики и науки обосновывается познание в науке и научность всего познания» (там же, с. 442).
Как, с одной стороны,
систематическое единство знания неосуществимо вне ориентирования на науке, так, с другой стороны, и внутренняя структура положительной науки требует для своего завершения логического объединения всех отраслей знания в единстве философской системы.
Но именно в этой идеальности и сверх-эмпиричности заключается фундаментальное значение принципа
систематического единства: он преодолевает односторонность и ограниченность конститутивной категориальности и служит знанию «регулятивной» идеей, т. е. той конечной, идеальною целью, которая определяет всё его принципы и методы исследования.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: контрбатарейный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Впрочем, возражения против методологии истории можно отразить и с точки зрения требования обоснованности и
систематического единства исторической науки.
Возражая против значения такой дисциплины, историки-интуитивисты забывают, что предварительное знание принципов и приёмов научно-исторического построения, черпаемое из методологии истории, имеет существенное значение для научно-исторической работы: лишь в том случае, если историк, стремящийся к исторической правде, опознал те принципы и методы, которыми ему приходится пользоваться в процессе работы, он может ясно поставить себе известную познавательную цель, придавать
систематическое единство своему знанию исторической действительности, не смешивая разных понятий, и проводить свою работу систематически, путём исследования, постоянно контролируя его ход.
Повторяем: картина мира как всеобъемлющего
систематического единства объективной действительности может быть уже или шире, проще или сложнее – это ничего не изменяет в общем представлении о бытии как некой законченной, умственно обозримой, всеобъемлющей системе объективно и конкретно сущих вещей или носителей бытия с их многообразными качествами и отношениями.
Из изложенного выше анализа металогической природы, реальности, казалось бы, следует, что всеединство реальности, если ему и не присуща раздельная дифференцированность
систематического единства, во всяком случае, как целое, есть «нечто вообще» – т. е. однозначно определённое «нечто».
Однако мыслить этот «intellectus archetypus», первопричину выводимого из опыта порядка бытия, мы можем лишь в форме идеи; мы не можем обнаружить её в реальности, ибо конституируем её «лишь по аналогии с предметами опыта», как «неизвестный нам субстрат
систематического единства, тот порядок и целесообразность мироустройства, который разум должен сделать для себя регулятивным принципом познания природы».
Наше сознание, характеризуемое
систематическим единством всех наших понятий, требует такого же единства и в нашем знании, особенно в науке; но без методологических размышлений нельзя достигнуть некоторого единства в области научных представлений; лишь строго придерживаясь той теоретико-познавательной точки зрения, которая всего более удовлетворяет такому требованию нашего сознания, мы можем пользоваться соответствующими принципами и методами, чтобы обосновать наше знание, объединить известные данные нашего опыта, придать единство нашему научному построению и выработать систему научных понятий, а не довольствоваться разрозненными научными представлениями.
Предположение какой бы то ни было другой данности сразу нарушает его самостоятельность и сводит на нет
систематическое единство порождаемого им знания.
Это трансцендентальное понятие целесообразности природы не есть ни понятие природы, ни понятие свободы, поскольку оно ничего не придаёт объекту (природе), а лишь представляет собой единственный способ, который мы должны применять в рефлексии о предметах природы, чтобы обрести полностью связный опыт, следовательно, есть субъективный принцип (максима) способности суждения; поэтому, встречая подобное
систематическое единство по чисто эмпирическим законам, мы испытываем радость (собственно оттого, что освобождаемся от некоей потребности), видя в этом счастливую случайность, благоприятствующую нашему намерению, хотя мы должны с необходимостью признать, что подобное единство существует, несмотря на то, что мы не можем ни усмотреть, ни доказать его.
Но и критериями
систематического единства.
Все мышление, область которого мы обычно обозначаем словом рефлексия, все абстракции и сравнения, вся логическая деятельность понимания, все постижение и представление, все суждения и выводы, все рассуждения, действительно вся форма
систематического единства, наука принадлежит только к тому способу, с помощью которого мы вновь осознаем наши познания, как мы переходим от внутреннего восприятия к внутреннему опыту.
Закон непрерывности, который заставляет разум, «чтобы завершить
систематическое единство», возникнуть из союза двух других, повелевает «непрерывный переход от одного вида к другому путём постепенного роста разнообразия».
Из этой характеристики принципа изначала уже явствует что, в конечном итоге, это – тот же принцип
систематического единства, который был нами формулировать в начале настоящего очерка, лишь приспособленный к задачам философской логики, т. е. углублённый и обогащённый двумя основными определениями объективного знания: проблематичностью и непрерывностью.