Результатом этого процесса явилось возникновение жанра литературного
святочного рассказа.
Какими же приёмами пользуются авторы, ориентирующиеся на устный
святочный рассказ?
Некоторые из них нельзя отнести к классическим
святочным рассказам, но все эти произведения представляют собой яркие и необычные образцы творчества их создателей.
Мой научный интерес к ёлке возник в середине 1980‐х годов, когда я занялась изучением истории и художественных особенностей русского
святочного рассказа.
Темнота беззвёздной и безлунной ночи и метель с её вихревыми, перемешивающими всё пространство движениями воздуха становятся со временем одними из самых распространённых атрибутов и мотивов
святочного рассказа.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: выстывание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В-четвёртых, фольклорные
святочные рассказы, как правило, начинаются сразу же с описания святочного происшествия.
Во-первых, литературный
святочный рассказ гораздо больше фольклорного по объёму.
Русскому литературному
святочному рассказу сверхъестественные коллизии не свойственны.
Следующий этап становления литературного
святочного рассказа связан с творческими поисками эпохи романтизма.
Изучение жанра
святочного рассказа и святочных обычаев в разных слоях российского общества убедило меня в том, что эта баллада практически сразу после выхода в свет превратилась в «сигнал» святочной темы как в литературе, так и в жизни.
Эти элементы определили основные мотивы и поэтику народного
святочного рассказа (святочной былички), поэтому я остановлюсь на них несколько подробнее.
Так,
святочные рассказы обычно повествуют о происшествиях с гадальщицами или о встречах с «нечистой силой», благовещенские – о тяжёлых последствиях одалживания чего-либо и о наказании за работу в этот праздник, пасхальные – о домовых, заезживающих лошадей, троицкие посвящены встречам с русалками, купальские – поискам цветка папоротника или клада и т. п.
По-моему,
святочный рассказ должен быть святочным.
Надо сказать, что в основе классического
святочного рассказа лежит чудо – будь то нечто необычное, свершающееся в духовной жизни, или же откровенно сказочное, а может быть, и происходящее в рамках привычных для нас реалий.
Собирая материал по этой теме, я обратила внимание на то, что до начала 40‐х годов XIX века
святочные рассказы использовали мотивы, связанные с русскими народными святками (гаданье, ряженье, всевозможная «святочная чертовщина» и пр.), в то время как рождественские мотивы оставались в них совершенно незатронутыми.
Из многочисленных сюжетов
святочных рассказов приведу один.
Охарактеризовав художественную природу и основные темы устных святочных историй (святочных быличек), я прослеживаю судьбу
святочного рассказа на протяжении трёх веков – от XVIII века до настоящего времени.
Устные
святочные рассказы образованных кругов русского общества носили разнообразный характер – от бытовых и этнографических зарисовок до народных историй о «нечистой силе», которые переделывались в соответствии с образовательным уровнем слушающей публики.
Потребитель литературных
святочных рассказов полностью или, по крайней мере, частично оторван от традиции народных праздников, и поэтому автор включает в своё повествование разъяснения бытового и чисто этнографического характера.
До этого мне устроили маленький экзамен: я должен был написать
святочный рассказ для немецких солдат – дело было под сочельник.
Итак, извольте слушать почти
святочный рассказ.
Однажды я даже почувствовал себя героем
святочного рассказа.
Его история не из числа
святочных рассказов, он сам добился!
Почему массовый человек принимает
святочные рассказы и отторгает истину, корректирующую возвышающую ложь.
Гуманизма сладкой парочки хватило бы на вполне годный
святочный рассказ от силы в 15 000 знаков.
Это только в
святочных рассказах стражи закона, поймав бездомного, не лупят его что было мочи по всем местам, а, напротив, кормят, поят, а потом отпускают восвояси.
Но гораздо более существенное отличие литературного
святочного рассказа от фольклорного состоит в характере изображения и трактовке кульминационного святочного эпизода.
Я уже говорила о том, что устные
святочные рассказы по преимуществу посвящены описанию встреч с «нечистой силой», которая наиболее активно проявляет себя на святках.
Во-вторых, фольклорный
святочный рассказ, адресованный непосредственно носителям народной традиции, обычно лишён пояснений чисто этнографического и бытового характера – он не разъясняет обстановку, обряды, способы гадания и прочие подробности, и без того известные слушателям.
В-третьих, авторы литературных
святочных рассказов, ориентированных главным образом на традицию русской психологической прозы, обычно стремятся старательно обрисовать характер персонажей, их состояние, переживания, дать мотивировку их поступков и т. п.
Поэт надругался над жанром
святочного рассказа, обдав под конец не умиротворением, а могильным холодом.