Нами разработана дифференцированная методика психолого-логопедического воздействия на дошкольников, страдающих различными
речевыми расстройствами, в условиях детского дома.
Представляется, что
речевые расстройства являются продуктивной моделью изучения проблемы межполушарной асимметрии и пластичности мозга.
Понять сложную структуру речевых нарушений, выявить первичные и вторичные их проявления, а затем определить приёмы коррекционной и терапевтической помощи возможно только на основе классификации
речевых расстройств.
Индивидуальные маршруты развития определяются на основе выбранной стратегии коррекции нарушения и предупреждения вторичных
речевых расстройств.
Традиционно лечение лиц с
речевыми расстройствами осуществлялось в системе здравоохранения.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: нишкни — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Наиболее вероятностной из возможных гипотез является признание того, что причиной алалии и других тяжёлых
речевых расстройств могут быть сбои мозговой деятельности на нейронном уровне (демиелинизация) или же в результате нарушений микроэлементного состава волокон.
Разумеется, речь – это интегративная функция всего мозга человека, однако многочисленные исследования свидетельствуют о существовании определённых областей в коре головного мозга, при поражении которых закономерно развиваются
речевые расстройства.
Логопедия– наука, направленная на изучение расстройств речи и изучающая различные типы
речевых расстройств, а также методы их предупреждения и исправления; является неотъемлемой составной частью дефектологии, направленной на изучение общих закономерностей развития детей с разнообразными физическими и нейрологическими отклонениями.
Известные в логопедии
речевые расстройства у дошкольников в детском доме встречаются чаще, чем в норме, кроме того, они приобретают специфический характер в связи с условиями, в которых формируется речевая функциональная система.
При проведении конкретных исследований
речевых расстройств оказалось, что ряд традиционных представлений о характере тех или иных нарушений нуждается в серьёзном пересмотре, поэтому одной из главных задач логопедии 60–80-х гг. XX в. было создание классификации расстройств, удовлетворяющей потребностям педагогов и медиков.
С больными, страдающими афазией, проводятся подгрупповые, индивидуальные занятия; их частота, характер и содержание зависят от индивидуальных возможностей больного и степени
речевого расстройства.
Доминирующим в отношении большей части из них является левое полушарие мозга, при том, что правое также играет принципиально важную роль, особенно в процессах компенсации
речевых расстройств, возникающих вследствие левополушарных очагов поражения (Лурия, 1962; Симерницкая, 1985; и др.).
Логопед и психолог должны знать неврологические основы
речевых расстройств, ориентироваться в вопросах детской психопатологии, иметь представления о наиболее частых формах детских психических расстройств, которые проявляются в поведенческих, эмоциональных нарушениях и задержке психического развития.
Нарушения звукопроизношения у детей могут выступать либо как самостоятельный дефект речи, либо как лишь один из симптомов какого-то гораздо более сложного
речевого расстройства.
Сейчас связь этого гена с речью точно установлена, поскольку повреждённый ген неизменно вызывает
речевые расстройства.
Симптомы
речевых расстройств широко варьируются в зависимости от причины и тяжести расстройства.
Это выражается не только во всё увеличивающемся количестве
речевых расстройств, но и в их значительном «утяжелении» и затяжном характере течения в случаях неоказания ребёнку своевременной логопедической помощи.
Речь в той или иной степени (в зависимости от характера
речевых расстройств) отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка, отражаются на его деятельности, поведении.
Речевые расстройства влияют на способность человека издавать звуки, создаваемые словами.
Контролируемое дыхание имеет решающее значение для лечения
речевых расстройств.
Представленные в пособии материалы для обследования детей младшего школьного возраста, а также сведения об особенностях нарушений устной и письменной речи учащихся с особыми образовательными потребностями помогут улучшить качество диагностики
речевых расстройств и осуществить дифференцированный подход в последующем коррекционном обучении.
Дети с аутизмом в связи с выраженными
речевыми расстройствами направляются на консультацию к логопедам, которые, в свою очередь, рекомендуют осмотр невролога.
Как известно, алалия есть тяжелейшее
речевое расстройство, которое поддаётся корректировке с огромным трудом, обычные методы здесь работают плохо.
Пациенты-музыканты после инсульта или в результате нейродегенеративного заболевания развивали
речевые расстройства по типу сенсорной афазии с нарушением восприятия устной речи, однако продолжали не только писать, но и исполнять музыкальные произведения [115, 221].
До этого момента он, на волне успеха в изучении
речевых расстройств, совершил свою очередную методологическую победу.
По данным мировой статистики,
речевые расстройства замечены у 5% населения (до 1,5% у взрослых), заикающихся в разной степени, и число заиканий растёт.
В названии этого симптома
речевого расстройства слышался отголосок чего-то страшного, неумолимо надвигающегося.
Такая интеграция направлений коррекционно-развивающего обучения обусловлена системным подходом к преодолению и профилактике
речевых расстройств.
За последние годы в системе здравоохранения проводится интенсивная работа по улучшению логопедической помощи взрослым, страдающим различными
речевыми расстройствами.
Так, например, главной стратегической задачей санатория для детей с
речевыми расстройствами является проведение лечебно-оздоровительных и логопедических мероприятий с целью коррекции речевых нарушений и отклонений в психическом развитии детей.
Имеется в виду интерпретация мозговых механизмов таких тяжёлых
речевых расстройств как заикание, безречие (алалия), трудности овладения грамотой, афазии.
Об этом речь пойдёт в разделе профилактики
речевых расстройств.
Общее недоразвитие речи – это различные сложные
речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте (проф. Р. Е. Левина).