Тактика – это пошаговые умения, обслуживающие
речевую стратегию.
Приёмов словесного воздействия большое количество, и все они входят в
речевую стратегию доминирования.
Для чего мы можем использовать
речевые стратегии в коммуникации?
В его основе лежат успешные
речевые стратегии и конструкции, позволяющие сделать отношения с близким человеком счастливыми.
Использование
речевых стратегий помогает собеседнику вначале согласиться с вами, а после подкрепить своё согласие конкретными действиями, из-за чего они широко используются в рекламе, а также в предвыборной агитации.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: причудница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Помимо приёмов
речевой стратегии существуют и обратные приёмы, которые помогают выстраивать защиту от манипуляции.
Особая сложность изучения вариативности
речевых стратегий освоения детьми родного языка заключается в том, что в каждом конкретном случае во внимание приходится принимать не какое-то одно из перечисленных групповых различий, но и всю их совокупность.
Вариативность
речевых стратегий детей обусловливается и принадлежностью детей к семьям с различным социокультурным статусом: дети из семей с высоким социокультурным статусом демонстрируют не только большее разнообразие лексикона и меньшее присутствие в речи ненормативных форм и слов, чем дети из семей с низким социокультурным статусом, но и другие, более существенные различия.
Между тем применяемые
речевые стратегии позволяют получить результат (приказ выполняется) и не получать сознательного сопротивления приказу.
Это отсутствие стадии «в этом что-то есть» сыграло свою негативную роль: на стадии «этого не может быть» издавать книгу о двух
речевых стратегиях речевого онтогенеза я не решилась, на нынешней же стадии («да кто же этого не знает?») кажется, что и писать об этом уже не надо.
Отмеченные сложности, а также возможность существования и других, ещё не изученных исследователями групповых различий заставляют считать анализируемые вопросы дискуссионными, а самую проблему вариативности
речевых стратегий освоения родного языка – требующей дальнейшего изучения.
Среди групповых
речевых стратегий выделяются прежде всего стратегии, дифференцирующиеся по критерию, который в последние годы принято называть типологическим.
Данные речевые маркеры имиджа политиков реализуются в ряде скрытых
речевых стратегий и их речевых тактиках, анализ которых позволяет говорить об их индивидуальном стереотипном речевом поведении.
Именно поэтому мы не считаем, что существует некая специфическая «близнецовая
речевая стратегия».
Лишь в исследовании, посвящённом возможности учёта
речевых стратегий детей (референциальных или экспрессивных – в освоении родного русского языка) при дальнейшем обучении их иностранному языку – мы брали детей более старшего возраста (3;4–4;7).
Активно обсуждаемая сегодня проблема инфляции языка, обусловленная переизбытком информации – слов и текстов, перманентно распространяемых огромным количеством традиционных и новых медиа, отражается и на специфике
речевых стратегий и тактик в современных медиа, и на принципах организации диалога между адресантом/автором и адресатом/реципиентом, и на сценариях представления современного героя в медиатексте.
Далее я расскажу о десяти
речевых стратегиях, простых, но очень действенных.
Необходимо уметь использовать различные
речевые стратегии, «фланговые удары» (если «в лоб» добиться своего не получается), разные формулировки, апеллировать к психокомплексам, обращаться к тем, кто имеет реальную возможность помочь и т. п.
Между тем, несмотря на отсутствие прямых приказов, применяемые
речевые стратегии позволяют получить желаемый результат – выполнение приказов и отсутствие сознательного сопротивления им.
Провокационную
речевую стратегию телеведущий реализует с помощью тактик выведывания информации и эмоционально- дестабилизирующих тактик.
На основе этого критерия выделяются две
речевые стратегии – референциальная и экспрессивная, – представляющие собой оппозицию, с признанием существования «промежуточных», смешанных стратегий.