Только в группе у ребёнка появляется возможность реагировать на
речевую инструкцию, не обращённую к нему лично.
Владение речью позволяет ребёнку выполнять
речевую инструкцию взрослого.
Можно говорить о том, что выполнение
речевых инструкций взрослого – это первая форма произвольного поведения ребёнка.
Ряд авторов указывает, что эти дети испытывают значительные трудности в речевом опосредовании выполняемых ими действий, не всегда правильно понимают
речевую инструкцию учителя без дополнительного показа, объяснения.
Основы речевой регуляции устанавливаются в конце первого года жизни и приводят к возникновению у ребёнка способности подчинять своё действие
речевой инструкции взрослого.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гемипарез — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Например, ни по
речевой инструкции, ни по показу он не может оскалить зубы, а улыбнуться в ответ на ласку может без труда.
Это задание было бы полезно, даже если бы мы не сопровождали действия
речевой инструкцией.
Очень важно учить ребёнка выполнять
речевую инструкцию.
Я намеренно написала к играм подробные
речевые инструкции.
Речевая инструкция взрослого оказывает побуждающее воздействие, а не тормозное влияние на движение, даже если она содержит запрет: «Не делай этого!».
При выполнении
речевой инструкции действия ребёнка становятся произвольными, в их основе лежат уже не собственные желания и потребности и не требования непосредственной ситуации – действие по словесной инструкции взрослого становится способом овладения своим поведением с помощью речевых знаков.
Формирование понимания обращённой к ребёнку речи также задерживается: отсутствуют указательный жест, фиксация взгляда на двигающихся губах взрослого, действия по
речевой инструкции (ребёнок не выполняет простых просьб типа «сделай ладушки», «покорми сороку», «покажи, где носик, глазки», «где мама», «покажи, где огонёк»).
Мы можем отметить, ориентируется ли ребёнок на нашу
речевую инструкцию («Давай слепим ёжика») или характер его деятельности определяет сам предложенный материал.
В подобных случаях можно обнаружить явные проблемы с восприятием
речевой инструкции, общую смазанность и нечёткость произношения, запинки, аграмматизмы (нарушения грамматического строя речи), трудности в построении фразы.
Данные движения могут быть вызваны
речевой инструкцией, игрушкой или исходным положением (начальной позой) ребёнка.
Повторюсь, чтобы ребёнок вас слышал, реагировал на
речевые инструкции, всегда подкрепляйте их действиями!
Испытуемые могли получать
речевые инструкции в отношении их поведения в опыте: нейтральную («Будьте естественны, и пусть ваши реакции совершаются сами собой»), тормозящую («Не совершайте реакцию на условный стимул») или стимулирующую («Реагируйте как можно быстрее на условный сигнал»).
Это во многом облегчило мне работу на начальном этапе, так как он уже находился в режиме и дисциплине, адекватно реагировал на
речевые инструкции, и у него начинали появляться в речи отдельные слова.
При этом ребёнок учится устанавливать связь слова с предметом и действием, выполнять
речевые инструкции взрослого, подражать его речи, использовать речь по собственной инициативе в общении со взрослыми и сверстниками.
У ребёнка начинают отмечаться более продолжительные и частые эпизоды, когда он начинает вести себя адекватно, выполнять
речевые инструкции, иногда он сам во время общения начинает вставлять какие-то адекватные слова или короткие фразы.
В пособии представлены игры и занятия, предполагающие выполнение детьми
речевых инструкций взрослого.
В 5 лет ребёнок должен научиться подчинять свои действия
речевой инструкции взрослого, а в 6 – 7 лет – овладеть умением подчинять своё поведение собственной речевой инструкции.
R1 – реакции, обусловленные
речевой инструкцией испытуемому: R1 реч. – словесный ответ (типа «Вижу», «Слышу».); R1 двиг. – произвольная условная двигательная реакция.R2 – условно-рефлекторные реакции, вырабатываемые при безусловном подкреплении:R2 двиг. – условные мигательные;R2 вегет. – условные кожно-гальванические.R3 – реакции, возникающие без специальной выработки и речевых инструкций.