Владение речью позволяет ребёнку выполнять
речевую инструкцию взрослого.
Только в группе у ребёнка появляется возможность реагировать на
речевую инструкцию, не обращённую к нему лично.
Ряд авторов указывает, что эти дети испытывают значительные трудности в речевом опосредовании выполняемых ими действий, не всегда правильно понимают
речевую инструкцию учителя без дополнительного показа, объяснения.
Основы речевой регуляции устанавливаются в конце первого года жизни и приводят к возникновению у ребёнка способности подчинять своё действие
речевой инструкции взрослого.
Например, ни по
речевой инструкции, ни по показу он не может оскалить зубы, а улыбнуться в ответ на ласку может без труда.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: шапочница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Можно говорить о том, что выполнение
речевых инструкций взрослого – это первая форма произвольного поведения ребёнка.
Формирование понимания обращённой к ребёнку речи также задерживается: отсутствуют указательный жест, фиксация взгляда на двигающихся губах взрослого, действия по
речевой инструкции (ребёнок не выполняет простых просьб типа «сделай ладушки», «покорми сороку», «покажи, где носик, глазки», «где мама», «покажи, где огонёк»).
Данные движения могут быть вызваны
речевой инструкцией, игрушкой или исходным положением (начальной позой) ребёнка.
Я намеренно написала к играм подробные
речевые инструкции.
R1 – реакции, обусловленные
речевой инструкцией испытуемому: R1 реч. – словесный ответ (типа «Вижу», «Слышу».); R1 двиг. – произвольная условная двигательная реакция.R2 – условно-рефлекторные реакции, вырабатываемые при безусловном подкреплении:R2 двиг. – условные мигательные;R2 вегет. – условные кожно-гальванические.R3 – реакции, возникающие без специальной выработки и речевых инструкций.
В подобных случаях можно обнаружить явные проблемы с восприятием
речевой инструкции, общую смазанность и нечёткость произношения, запинки, аграмматизмы (нарушения грамматического строя речи), трудности в построении фразы.
Речевая инструкция взрослого оказывает побуждающее воздействие, а не тормозное влияние на движение, даже если она содержит запрет: «Не делай этого!».
Мы можем отметить, ориентируется ли ребёнок на нашу
речевую инструкцию («Давай слепим ёжика») или характер его деятельности определяет сам предложенный материал.
При выполнении
речевой инструкции действия ребёнка становятся произвольными, в их основе лежат уже не собственные желания и потребности и не требования непосредственной ситуации – действие по словесной инструкции взрослого становится способом овладения своим поведением с помощью речевых знаков.
Очень важно учить ребёнка выполнять
речевую инструкцию.
При этом ребёнок учится устанавливать связь слова с предметом и действием, выполнять
речевые инструкции взрослого, подражать его речи, использовать речь по собственной инициативе в общении со взрослыми и сверстниками.
Испытуемые могли получать
речевые инструкции в отношении их поведения в опыте: нейтральную («Будьте естественны, и пусть ваши реакции совершаются сами собой»), тормозящую («Не совершайте реакцию на условный стимул») или стимулирующую («Реагируйте как можно быстрее на условный сигнал»).
В пособии представлены игры и занятия, предполагающие выполнение детьми
речевых инструкций взрослого.
Повторюсь, чтобы ребёнок вас слышал, реагировал на
речевые инструкции, всегда подкрепляйте их действиями!