С ними соперничали прочие голодные попрошайки и различные
религиозные институты, занимавшие более прочное положение в обществе.
Церковь и другие
религиозные институты известны активной поддержкой властей и участием в политике.
Конечно,
религиозные институты ещё долго сопротивлялись наступлению нового знания, но к концу XVII века мало кто из образованных людей верил в геоцентризм.
Но у него с духом капитализма была связана протестантская этика,
религиозные институты католиков не были ему так интересны.
Появляются
религиозные институты, которые постепенно начинают получать влияние и силу.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ворошок — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Политология религии – политологическая дисциплина, изучающая влияние
религиозных институтов как активных акторов гражданского общества во взаимосвязи с другими акторами на различные политические процессы, включающие в себя роль религиозного фактора в международных отношениях, политических дискуссиях, в формировании мировоззрений партий и движений, социально-экономической, культурной, гуманитарной, семейной и других сферах государственной политики.
Естественно, на этом дело не закончилось – основные
религиозные институты стали дополняться и разрастаться другими «отростками» – зачастую течениями различных схизматических групп или малоизвестных сект вроде мормонизма, чьи авторы использовали и преобразовали материал этих религий.
Для первых секуляризация западноевропейских обществ выступает как эмпирически неоспоримый факт, и они рассматривают снижение социетальной власти
религиозных институтов и упадок индивидуальных религиозных верований и практик как внутренне связанные структурные компоненты общего процесса модернизации.
Залогом сохранения ведущей роли церквей в обществе и защиты их интересов и базовых ценностей стало социальное, богословское и политическое участие
религиозных институтов в гражданском активизме – он стал объектом освящения и сакрализации со стороны духовенства.
Такого рода духовные сети могут быть названы институтами гражданского общества внутри религии, прототипами новых форм
религиозных институтов в политической жизни.
О политическом значении
религиозных институтов как корпораций и элементов общественной системы говорят исследования о численности различных конфессий, опросы, посвящённые доверию различным институтам, идеологическим представлениям о них, роли в рамках политической идентичности, цели и задачи социальной деятельности христианских конфессий и их воплощение в реальной жизни.
Религиозные институты могут использовать прямое или непрямое лоббирование и действовать через политическую мобилизацию (особенно среди прихожан).
Религиозный фактор – это, прежде всего, различные варианты отражения позиции
религиозных институтов по актуальным общественно-политическим проблемам в публичном пространстве (дебаты, публикации, заявления, обращения, официальные документы).
Поскольку
религиозные институты являются полноправной частью гражданского общества, то важно соотнести их с институциональным подходом как таковым.
И, может быть, не только в православном, а для всей системы
религиозных институтов.
Но и здесь мы наблюдаем крушение прежних
религиозных институтов и идеологий, изменение самой природы средств массовой информации(журналистика трансформировалась в блогерство, и далеко не всегда содержательное, где хайп и fake news – самый лёгкий способ увеличить количество фолловеров и добиться монетизации своего аккаунта).
С одной стороны, набирают силу
религиозные институты, религия глубоко проникает в публичное общественное пространство, в политику, а с другой – утверждается секуляризм, который в ряде стран приобретает характер агрессивной секуляризации политики, права и общества.
Нельзя не заметить, что существующая в отношении церковной собственности теория пожертвования стремится объяснить лишь правомочность претензий современных
религиозных институтов на экспроприированное после октябрьского переворота церковное имущество.
Сложным, смешанным является и способ трансляции: в него входят сакральные и обрядовые коды; кодексы и статуты
религиозных институтов; паттерны религиозного поведения; материальные компоненты культа…
Сложившаяся модернизационная парадигма исследования воздействия религиозного фактора на общество и политику, настаивавшая на том, что постепенно «религиозное мышление, практика и
религиозные институты утрачивают своё значение» [Wilson, 1966, р. 14], как это происходило в случае европейской локальной истории, перестаёт удовлетворять эпистемологическим запросам современности и параметрам реальной жизни.
Доминирование
религиозных институтов и господство мифологического, «волшебного» миросознания способствовало продвижению крайностей: подавляющее большинство членов общества сверху донизу было невосприимчиво к новым идеям или вдруг – подвержено заражению вирусом новой идеи, столь же «волшебной», как и прежние.
По отношению к религии как политическому феномену партия применяла воинствующие антиклерикальные меры, стремясь с помощью административного регулирования и репрессий обозначить пределы автономии
религиозных институтов, оттеснить религию на обочину общества, ограничив рамками частной жизни, и подорвать её социальное влияние.
С помощью
религиозных институтов государство демонстрировало свою власть, объединяло своё разнородное население, управляло возрастающим числом «инославных» конфессий и осуществляло дисциплинарное воздействие на индивидуальную мораль.
Для большевиков преодоление религии было длительным процессом: прежде чем освободить мировоззрение от религиозных верований, следовало приступить к перестройке повседневной жизни, а прежде чем искоренять религиозные верования, следовало политически нейтрализовать
религиозные институты.
Особенности
религиозных институтов в современном обществе ярче всего проявляются в рамках социально-политических кризисов как определённого рода переломов, переходных состояний (в древнегреческом смысле этого слова) общества и государства.
Именно эта черта в
религиозных институтах наиболее ярко проявляется в эпоху секуляризации, так как религиозные требования максимально заметны на общем секулярном фоне и, более того, воспринимаются в качестве вызова системе «справедливого плюралистичного общества».
Новые формы существования
религиозных институтов вышли далеко за рамки того, что было принято исследовать раньше: официальных структур, церковной элиты, приходов.
Пациентами психотерапевта зачастую становятся те, кто обладает персональным ощущением сакрального, которое не может быть контейнировано традиционными
религиозными институтами.
Хотя наблюдатели всё ещё были чувствительны к доктринальным различиям между исламом и православием, они обнаруживали в османских
религиозных институтах иерархию, похожую на церковную.
Он выказывал всё меньше и меньше уважения
религиозным институтам и обычаям, которым придавали столько значения в его семье и окружавшем его обществе.
Наконец, религия сегодня, как и прежде, может быть средством накопления, учитывая огромный объём недвижимости и довольно значительные доходы от пожертвований, находящихся в распоряжении
религиозных институтов.
Сегодня мы можем подумать о странах или обществах, в которых критикуют или осуждают чужие религии либо пытаются подавить
религиозные институты, не поддерживающие определённый политический режим.
В средневековом обществе искусство было неотделимо от социальных
религиозных институтов.
Чтобы провозглашать полезность соединения светской власти с духовной для дела управления империей, режиму пришлось укрепить отдельные
религиозные институты – мусульманские, католические и еврейские.
Устоявшийся во второй половине XX века язык религиоведения, являвшегося частью модерной социальной науки, отражал такие же стабильные и устоявшиеся
религиозные институты, мировоззрения и практики.
В то время врачеванием обычно занимались священники или другие религиозные деятели, чьё влияние было обусловлено знаниями, доступными далеко не каждому, и поддержкой со стороны
религиозных институтов.
Жизнь сельских жителей не была обусловлена исключительно или даже преимущественно исламскими
религиозными институтами и нравственными предписаниями.
– Теология появилась тогда, когда прекратилось гонение на церковь и она стала официальным
религиозным институтом, а духоносных подвижников и учителей было крайне мало и не было другого способа передачи духовного знания другим, а желающих получить это знание в церкви было очень много.
Мораль этой ситуации заключается в критике
религиозных институтов и призыве к более честному и искреннему исполнению веры.
Так как в восприятии населения
религиозные институты относятся к символическим, связаны с нравственностью и духовностью, на межнациональные отношения проецируются ожидания гармонии, недопустимости насилия и доброжелательности по отношению к людям других национальностей.
Опасаясь утратить влияние в светских областях жизни,
религиозные институты стремились к укреплению собственной власти даже в сфере эмпирического знания, хотя и не имели никаких серьёзных оснований для подобных притязаний.
Если какой-либо нехозяйственный институт осуществлял исторически определённую «функцию» на службе экономических классовых интересов, то есть служил им, если, например, определённые
религиозные институты могут быть использованы и используются как «чёрная полиция», то считается, что такой институт был создан только для этой функции, или – совершенно метафизически – утверждается, что на него наложила отпечаток коренящаяся в экономике «тенденция развития».
Без всякой доли преувеличения к таким «прослойкам» можно отнести и целые
религиозные институты, и множество отдельных религиозных лидеров.
Статистические данные дают достаточно ясное представление о количественном росте
религиозных институтов, однако цифры молчат о реальных процессах в татарстанской мусульманской общине: какие идеи и толки господствуют в татарстанском исламском сообществе?
Даже сейчас есть области, где
религиозные институты довольно сильны.
Если же ведутся боевые действия, то позиции церкви существенно усиливаются, не только потому, что «в окопах атеистов нет», но и благодаря тысячелетиям опыта, накопленного
религиозными институтами во время бесконечных войн.
Даже если подобный «локализм» можно отчасти считать особенностью православной канонической экклесиологии и церковной практики, влияние советского контекста на общее ослабление
религиозных институтов очевидно.
Они могут смягчать последствия экономических проблем: так,
религиозный институт заменяет медицинское учреждение (когда услуги последнего становится «неподъемно» дорогими).