Наряду с расширением представлений о предмете шёл процесс концептуализации понимания предмета историко-научных исследований – от смутно осознаваемых интуитивных представлений о предмете до
рациональной реконструкции процесса развития науки (в её истории) на основе тщательно разработанной теоретической схемы процесса развития науки.
Таковой он видит в целом задачу демократической теории – быть не «готовой» нормативной теорией, но
рациональной реконструкцией из уже действующих практик принципов, которые должны определять контуры нашей общественной жизни.
Известен, в частности, работой «Доказательства и опровержения», где применяется сформулированный им метод «
рациональной реконструкции».
Его изучение требует применения таких методов, как герменевтическая интерпретация смыслов, критическая рефлексия,
рациональная реконструкция.
Правда, в моём тезисе 6 предложена
рациональная реконструкция мотивов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: литвинка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Новым предметом философского познания становится жизненный мир человека как сфера повседневной самопонятности (о понятии жизненного мира см. § 2 главы II «Исторические и современные типы правопонимания»), как дотеоретическая целостность, познаваемая через
рациональную реконструкцию интуитивного знания компетентных субъектов речи и действия.
Когда исследователи и историки науки вышли за пределы страниц, на которых наука оставляет свои письмена и которые долгое время служили невидимой опорой для всех возможных форм её
рациональной реконструкции, и переместились в лаборатории, лекционные залы, конференции, мастерские, соборы, музейные фонды, переведя взгляд с идей, высказываний и норм на конкретные практики (способы делания науки) и материальные устройства и объекты, прежние границы оказались проницаемыми, а научные «континенты» – вовсе не монолитными.
Второй же раздел посвящён попыткам более пристального рассмотрения роли «народной социологии» и отдельных типов обыденного социального знания в локальных дисциплинарных контекстах: от изучения опирающихся не только на данные науки, но и на обыденные моральные интуиции подходов к рационализации ценностно-когнитивных дилемм смешанной коммуникации в контекстах экологического знания до «гибридной» социальной и
рациональной реконструкции истории новой социологии науки и описания возможного метода эмпирического изучения факторов, которые определяют обыденные суждения о вине за непредвиденные последствия социального действия, отсылающего к научным концепциям моральной и правовой ответственности.
Методология исследовательских программ должна была стать по её замыслу,
рациональной реконструкцией реального развития науки.
На самом деле, эпистемологический дизъюнктивизм не объясняет перцептивное знание, а представляет собой его
рациональную реконструкцию.