Поскольку прокурорский надзор – это одно из проявлений
прокурорской деятельности, то и принципы организации и деятельности прокуратуры выступают одновременно и в качестве принципов прокурорского надзора.
Фактически одной из целей всех направлений
прокурорской деятельности является защита прав и свобод человека и гражданина.
По своему характеру данный вид
прокурорской деятельности ближе всего стоит к надзору за соблюдением законов и законностью правовых актов, однако их объединение возможно только путём реанимирования такой категории, как «общий надзор».
Поэтому справедливым представляется суждение о том, что придание этой деятельности отраслевого характера обусловлено субъективными мотивами законодателя, приложенными к сложившейся национальной модели организации
прокурорской деятельности.
Наибольший интерес для уяснения содержания прокурорского надзора представляет законность как цель
прокурорской деятельности – обеспечение режима (состояния) общественной жизни и как форма реализации публичной власти.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: циклональный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вторые опираются на сложившуюся практику регулирования
прокурорской деятельности, когда наиболее важные вопросы регулируются не только законами, но и иными актами, обладающими не меньшей юридической силой.
Наличие различных критериев при определении структуры и содержания современной
прокурорской деятельности актуализирует вопрос о соотношении существующих отраслей прокурорского надзора.
Первый признак вытекает из действия первого предела – уточнения предмета надзора по кругу субъектов, второй – является результатом анализа содержания
прокурорской деятельности.
Предметом прокурорского надзора выступают общественные отношения, на регулирование которых направлена
прокурорская деятельность: общественные отношения, связанные с исполнением требований законов.
Реализуются же функции в рамках
прокурорской деятельности.
Ограничение тотального надзора в
прокурорской деятельности произошло только к 1864 году, когда на прокуратуру были возложены преимущественно процессуальные функции в уголовном судопроизводстве.
Такой подход применим и к определению общей правовой цели надзорной деятельности, с оговоркой о том, что, во-первых, из-за специфики реализации правовых средств прокурор в большей степени не достигает, а обеспечивает функционирование этих нормативных факторов, а во-вторых, в силу установленных пределов надзора он в состоянии непосредственно обеспечить реализацию лишь тех из них, которые охватываются предметом
прокурорской деятельности.
Вместе с тем под эти критерии не подпадает
прокурорская деятельность, направленная на обеспечение правового положения личности.
Критериями выступают основная направленность правообеспечительной
прокурорской деятельности и функции прокуратуры, через которые они реализуются.
Применительно к
прокурорской деятельности охрана выражается в предупреждении возможного нарушения правового положения личности, наблюдении за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также готовности реагировать на возможное нарушение.
Признание обеспечения прав и свобод человека неотъемлемым элементом законности обусловливает обособление
прокурорской деятельности, направленной на его достижение, на соответствующем уровне.
При этом существовало мнение о преломлении одних отраслей в другие в ходе фактической
прокурорской деятельности.
Второе –
прокурорская деятельность требовала непрерывной учёбы и повышения профессионального мастерства, а я всегда отличался любознательностью.
Незначительные проступки уже рассматривались in camera – удалённо, через видеосистемы; суд присяжных испарился в зловонном облаке досудебного признания вины и внесудебных урегулирований: не потребовалось весомого прецедента, чтобы передать
прокурорскую деятельность через субподряд любым доступным судебным экспертным системам.
Таким образом, мы наблюдаем следующую картину: в союзном законе речь шла об «основных направлениях деятельности» органов прокуратуры, в российском законе в редакции от 17 января 1992 г. – просто о «направлениях
прокурорской деятельности».
Что же касается отраслевого преломления в ходе фактической деятельности, то преломляться и перетекать из одного направления в другое может конкретный вид
прокурорской деятельности (например, отдельное производство).
Данное обстоятельство оказывает определённое отрицательное влияние на статус прокураты, содержание и организацию
прокурорской деятельности.
Таким образом, основываясь на отраслевом делении современной
прокурорской деятельности и учитывая рассмотренные критерии, можно выделить самостоятельную отрасль прокурорского надзора – надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.