Мы приходим, таким образом, к убеждению, что и при господстве
принципа удовольствия есть средства и пути к тому, чтобы само по себе неприятное сделать предметом воспоминания и психической обработки.
Между тем несомненно, что замена
принципа удовольствия принципом реальности объясняет нам лишь незначительную и притом не самую главную часть опыта, связанного с неудовольствием.
Мы должны, однако, сказать, что, собственно, неправильно говорить о том, что
принцип удовольствия управляет течением психических процессов.
Принцип удовольствия находится в противостоянии с общественными нормами приличия и выступает как основа личной независи–мости.
Первый закономерный случай такого торможения
принципа удовольствия нам известен.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: оттяг — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В действительности к принципу константности приводят нас те же факты, которые заставляют нас признать
принцип удовольствия.
Ид – наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов (или либидо), он подчиняется
принципу удовольствия.
Низкий уровень самоконтроля проявляется в неумении строить долговременные отношения с людьми (как на работе, так и в семье и в других жизненных ситуациях), неспособности брать на себя ответственность, невозможности ставить перед собой цели и достигать их, стремлении руководствоваться
принципом удовольствия при выборе деятельности и т. п.
В психоаналитической теории мы без колебания принимаем положение, что течение психических процессов автоматически регулируется
принципом удовольствия (Lustprinzip), возбуждаясь каждый раз связанным с неудовольствием напряжением и принимая затем направление, совпадающее в конечном счёте с уменьшением этого напряжения, другими словами, с устранением неудовольствия (Unlust) или получением удовольствия (Lust).
Это как будто бы не заставляет признать дальнейшее ограничение
принципа удовольствия, и как раз исследование психической реакции на внешние опасности может дать новый материал и новую постановку для обсуждаемой здесь проблемы.
Принцип удовольствия выводится из принципа константности (Konstanzprinzip).
Мы знаем, что
принцип удовольствия присущ первичному способу работы психического аппарата и что для самосохранения организма среди трудностей внешнего мира он с самого начала оказывается непригодным и даже в значительной степени опасным.
Они как бы находятся по ту сторону
принципа удовольствия, околдованные своей собственной оператуарной роботизацией.
Реакция на требования этих влечений и угрозы, в которой, собственно, и выражается деятельность душевного аппарата, может корректно управляться
принципом удовольствия или модифицирующим его принципом реальности.
Между тем несомненно, что замена
принципа удовольствия принципом реальности объясняет нам лишь незначительную часть неприятных переживаний, к тому же не самых сильных.
Вместо этого люди жили в гармонии друг с другом и природой, следуя
принципу удовольствия.
Значит, и заниматься философией – это тоже удовольствие, и жизнь философа соответствует
принципу удовольствия ничуть не меньше, чем жизнь какого-нибудь чревоугодника.
При этом психика человека, движимая
принципом удовольствия, придаёт даже самым ужасным событиям нашей жизни произошедшим в прошлом положительный окрас.
Его цель – помочь человеку принять в себе всё это, сохранив при этом смысл жизни, любовь, веру и ответственность, гармонизируя действие
принципа удовольствия (с такой настойчивостью вторгающегося в нашу жизнь) и духовный рост.
Вследствие старого конфликта, оканчивающегося вытеснением,
принцип удовольствия вновь прорывается, причём именно в тот момент, когда определённые влечения работали над тем, чтобы, соблюдая этот же принцип, получить новое удовольствие.
Можно сказать, что это несколько размытое описание действительно соответствует духу фрейдизма, хотя, как известно, Фрейд построил и более чёткую «трёхэтажную» модель человека, в которой биологическое начало, направляемое
принципом удовольствия (Id), и интериоризированные общественные нормы (Super-Ego) сталкиваются и вступают в сложное взаимодействие в человеческой личности (Ego).
Но только что мы рассматривали жизнь животного как реализацию
принципа удовольствия, – вроде как животное живёт для того, чтобы получать удовольствие от жизни, а если оно на это не способно, то оно быстро сходит со сцены.
Следовательно, всякая сознательно избираемая цель подразумевает следование
принципу удовольствия.
Детям в возрасте от 0 до 2–3 лет, по его концепции, присуще так называемое аутистическое мышление: это врождённый тип мышления, который совершенно не социализирован и подчинён
принципу удовольствия.
Что примечательно в Joy Division, так это их полнейшее принятие подобного положения вещей: с самого начала они разбили свой полярный лагерь за пределами
принципа удовольствия.
Факты, которые привели нас к мнению о том, что господствующим фактором в психике является
принцип удовольствия, находят своё выражение в гипотезе о том, что психический аппарат пытается поддерживать возбуждение в психике на наиболее низком уровне или, в крайнем случае, на уровне постоянном.
Это убедительно доказывает, что даже при доминировании
принципа удовольствия всегда найдутся пути и способы, пригодные для превращения неприятных по своей сути вещей в предмет долгих воспоминаний и работы души.
Если мы теперь обратимся к вопросу о том, какие именно обстоятельства и условия мешают осуществлению
принципа удовольствия, то ступим на весьма зыбкую почву, так как для того, чтобы дать ответ, мы располагаем только (пусть и богатейшим) психоаналитическим опытом.
Таким образом это позволяет нам разглядеть ту функцию психического аппарата, которая, не противореча
принципу удовольствия, выступает, однако, независимо от него и, по всей видимости, является более примитивной, чем функция получения удовольствия или избегания неудовольствия.
Правда, если бы все мы руководствовались простым
принципом удовольствий и делали то, от чего нам становится хорошо сейчас, то вся наша жизнь стала бы полна действий, которые дают нам удовольствие.
К их устранению стремится безраздельно господствующий в психике
принцип удовольствия.
Такое явление, когда человек переходит от избегания боли к принятию страдания, прямо противостоит
принципу удовольствия.
Если мы примем во внимание подобные феномены, наблюдаемые нами в ситуациях переноса, да и просто в обыденной жизни, нам нужно найти в себе мужество признать, что в психике действительно заложено навязчивое стремление к повторениям, и эти устремления преодолевают
принцип удовольствия.
Но этим путём не было достигнуто преодоление
принципа удовольствия.
Это есть всего лишь иная формулировка
принципа удовольствия, ибо если работа психического аппарата заключается в том, чтобы как можно сильнее сдерживать прирост энергии, то всё, что вызывает усиление энергии возбуждения, будет восприниматься как процесс, нарушающий названную функцию, а значит, будет восприниматься как неудовольствие.
Так, сновидение перестаёт играть роль возникающего под влиянием
принципа удовольствия галлюцинаторного исполнения желания, когда сны страдающего травматическим неврозом пациента регулярно возвращают его в ситуацию получения травмы.
Даже без осознания эволюционного характера самореализации, она привлекает нас как источник сильнейших позитивных переживаний, поэтому оправдана не только с точки зрения «высоких мотивов», но и с позиций
принципа удовольствия.
В первом случае мы сказали бы, что они более совместимы с чистым
принципом удовольствия, в противоположность усилиям, совместимым с принципом реальности.
Первые годы жизни ребёнок находится всецело под властью
принципа удовольствия, «lust-prinzip».
Мы же считаем
принцип удовольствия искусственным порождением психологии.
Вследствие старого вытеснения конфликта
принцип удовольствия испытывает новый прорыв как раз тогда, когда известные влечения были близки к получению, согласно тому же принципу, нового удовольствия.
История человека представляет собой возвращение вытесненного
принципа удовольствия.
Реакция на требования этих влечений и сигналы опасности, в которых, собственно, и выражается деятельность психического аппарата, может быть должным образом направляема
принципом удовольствия или видоизменяющим его принципом реальности.
Действительно, стоит только от общих положений о примате
принципа удовольствия, логики мечты и сновидения над реалистической функцией мышления обратиться к рассмотрению реального хода развития мышления в процессе биологической эволюции, для того чтобы убедиться в том, что первичной формой интеллектуальной деятельности является действенное, практическое мышление, направленное на действительность и представляющее одну из основных форм приспособления к новым условиям, к изменяющимся ситуациям внешней среды.
Допустить изначальность
принципа удовольствия в развитии мышления – значит с самого начала сделать биологически необъяснимым процесс возникновения той новой психологической функции, которую мы называем интеллектом, или мышлением.
Под влиянием усиления, сгущения новых раздражений происходит растормаживание и приспособление к реальности, что и есть «борьба
принципа удовольствия с принципом реальности».
При появлении в этом мире у ребёнка превалирует
принцип удовольствия, он стремится насладиться всем, что ему предлагает мир.
При этом для нас не представляет интереса исследование того, насколько мы с введением
принципа удовольствия приблизились или присоединились к определённой, исторически сложившейся философской системе.
Первый случай такого торможения
принципа удовольствия известен нам как закономерный.
Таким образом, мы убеждаемся, что и при господстве
принципа удовольствия существует достаточно средств и способов, чтобы сделать само по себе неприятное переживание предметом воспоминания и психической переработки.