Дальнейшим толчком для отделения от «Я» массы ощущений, т. е. для признания существования «вовне», внешнего мира, служат частые, разнообразные и неизбежные ощущения боли и неприятности, которые безгранично господствующий
принцип наслаждения стремится устранить или избежать.
Между тем совершенно несомненно, что смена
принципа наслаждения принципом реальности является причиной лишь незначительной части чувства неудовольствия, и притом не самой интенсивной его части.
Первый случай такой заторможенности
принципа наслаждения знаком нам как закономерный.
Мы, таким образом, приходим к выводу, что и при господстве
принципа наслаждения имеется достаточно путей и средств, чтобы переживание, само по себе неприятное, стало предметом воспоминаний и психической переработки.
Остаётся ещё достаточно материала, оправдывающего гипотезу о вынуждении повторения, и оно-то кажется нам первичнее, элементарнее и спонтаннее, чем отодвинутый в сторону
принцип наслаждения.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: камбузник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Оно может быть подключено к
принципу наслаждения, а может и не содержать никакой циркуляции наслаждения вообще.
Нас при этом не интересует, насколько мы при выдвижении
принципа наслаждения приблизились или присоединились к определённой, исторически установленной философской системе.
Но в каком соотношении вынуждение повторения – выявление силы вытесненного – находится к
принципу наслаждения?
Как же согласуется с
принципом наслаждения то обстоятельство, что ребёнок повторяет это мучительное для него переживание как игру?
Но тогда нам придётся сказать, что, собственно говоря, неправильно говорить о господстве
принципа наслаждения в ходе психического процесса.
Если наблюдается порыв, имеющий целью психически переработать какое-либо сильное впечатление, вполне овладеть им, то мы сомневаемся, может ли такой порыв выражаться первично и независимо от
принципа наслаждения.
Учитывая такие факты в поведении людей во время перенесения и в судьбе отдельных лиц, мы отваживаемся на предположение, что в психической жизни людей действительно существует вынуждение повторения, которое выходит за пределы
принципа наслаждения.
Это, однако, является неудовольствием, которому мы уже дали оценку: оно не противоречит
принципу наслаждения.
Мы хотели бы знать, какой функции оно соответствует, при каких условиях может проявляться и каково его отношение к
принципу наслаждения, которому мы ведь до сих пор приписывали в психической жизни господство в процессах возбуждения.
Мы знаем, что
принцип наслаждения присущ первичному способу работы психического аппарата и что ввиду трудностей, которые имеются во внешнем мире, этот принцип с самого начала является для самоутверждения организма не только непригодным, но и чрезвычайно опасным.
Оба указанных здесь источника неудовольствия далеко ещё не покрывают большинства наших переживаний неудовольствия, но об остатке их, по-видимому, можно с некоторым правом утверждать, что наличие этого остатка не противоречит господству
принципа наслаждения.
Рассмотрение этих случаев и ситуаций, в конечном итоге кончающихся получением наслаждения, должно быть темой экономически направленной эстетики; для наших целей они бесполезны, так как имеют предпосылкой существование и господство
принципа наслаждения; они не доказывают существования тенденций по ту сторону принципа наслаждения, т. е. тенденций более первичных, чем принцип наслаждения, и от него независимых.
Итак, может происходить лишь следующее: в душе имеется сильная тенденция к
принципу наслаждения, но ей противодействуют известные другие силы и условия, так что конечный исход не всегда может соответствовать тенденции к наслаждению.
Реакция на эти требования первичных позывов и на угрозу опасности, в которой и выражается специфическая деятельность психического аппарата, может затем должным образом быть направляема
принципом наслаждения или модифицирующим его принципом реальности.
Принцип наслаждения выводится из принципа постоянства; действительно, принцип постоянства открылся из фактов, которые натолкнули нас на установление принципа наслаждения.
Факты, которые дали нам повод поверить в господство
принципа наслаждения в психической жизни, находят выражение и в гипотезе, что психический аппарат стремится сохранить содержащееся в нём количество возбуждения на возможно низком уровне или, по крайней мере, в постоянном состоянии.
Как следствие старого конфликта, который кончился вытеснением,
принцип наслаждения получил новый прорыв именно тогда, когда известные первичные позывы, в соответствии с принципом, работали над созданием нового удовольствия.
Таким образом, отпадает необходимость признать более широкое ограничение
принципа наслаждения; но именно исследование психической реакции на внешнюю опасность может дать новый материал и вызвать новые вопросы в изучаемой здесь проблеме.